Эднан Карабаев: По ком восходит солнце

0
923

О планах Японии на Центральную Азию вновь активно заговорили после центрально-азиатского турне премьер-министра Синдзо Абэ в октябре нынешнего года. В общественном сознании восприятие Страны Восходящего Солнца часто ограничивается только культурными связями и образовательными программами плюс благотворительность. Что, в принципе, отвечает обычной осторожности и взвешенности Японии во внешней политике.
Но чтобы сохранить регион в сфере своего влияния, еще в 1993 году Токио выступил с инициативой о включении центрально-азиатских государств в Организацию экономического сотрудничества и развития. А уже через четыре года премьер-министр Рютаро Хаимото представил программу «Европейская дипломатия», которая включала помимо политического диалога и противодействия распространению ядерного оружия, партнерство по добыче полезных ископаемых. Важным моментом документа стало видение России и Китая как ключей к международному развитию и основополагающих сил в Евразии, в целом, и Центральной Азии, в частности. Правда, несмотря на диапазон заявленного сотрудничества, особых обязательств Токио на себя брать не стало. Но эта программа стала основой активизации интереса, как правительства, так и бизнеса к Центральной Азии и положила начало поэтапному наращиванию присутствия Японии в регионе.

Кстати, каждая новая внешнеполитическая концепция Токио для ЦА начиналась с турне главы японского правительства, как это было недавно. Поэтому после визита в 1997 году появляется первая официальная доктрина непосредственно по Центральной Азии «Дипломатия Шелкового пути», выделявшая два приоритета – транспортную инфраструктуру и природные ресурсы.

Транспортный путь, пролегающий из Азии в Европу, минуя Россию, давно привлекает многие страны. Примером тому служат проекты железных дорог Китай-Кыргызстан-Таджикистан-Афганистан-Иран или Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Последний, кстати был неофициально заморожен в 2013 году. Как предполагают эксперты, поводом стало недовольство Москвы. Потому сегодня мы строим «железку» только Китай-Кыргызстан с намерением потом присоединиться к соседским веткам.

Правда, с Шелковым путем японцы были далеко не первыми и не единственными. США, Россия, Китай также видят перспективы в создании крупнейшего в мире транспортного коридора. Например, инициативу КНР по созданию Азиатского международного инфраструктурного банка, который будет финансировать проект, поддержали 58 стран, а сама Поднебесная только на первоначальном этапе вложила порядка 50 миллиардов долларов на создание Нового Шелкового пути. И хотя японский путь изначально был не настолько амбициозен, он все еще имеет место быть.

Для продвижения своей экономической политики в регионе Токио в свое время также создал Японский Банк международного сотрудничества. Объем зарубежных инвестиций и займов нового банка составил 4948,2 млрд. иен или 41,2 миллиарда долларов, что превысило показатели Всемирного Банка с его 29 миллиардами долларов. Так что борьба за ЦА уже давно ведется нешуточная.

С такими вложениями Япония сосредоточила свое внимание на четырех приоритетных областях: поддержке рыночной экономики, развитии инфраструктуры транспорта и коммуникаций, сотрудничестве в социальной сфере, в частности медицине и образовании и на деятельности по охране окружающей среды. И если не делать акцент на энергоресурсах, то в остальных областях проект, можно сказать, продвигался. В том числе, в отношении внутреннего развития региона, создания новой и модернизацию старой транспортной и коммуникационной инфраструктуры, разведку и разработку перспективных месторождений нефти и газа и перерабатывающих мощностей.

Не секрет, что наши залежи, предварительно разведанные еще в советские времена, до сих пор практически не тронуты. Этот «советский запас» и привлекает к нам внимание мировых корпораций.

Наиболее «лакомым куском», конечно, является Казахстан с его вторым местом в мировом рейтинге государств, обладающих урановыми рудами. Не менее интересен в этом плане и Узбекистан. Еще два года назад  Японская национальная корпорация нефти, газа и металлов (JOGMEC) вошла в эту республику. Тогда же начались геологоразведочные работы в Кыргызстане. Общий первоначальный вклад на весь регион составил порядка 700 миллионов долларов.

Эта ориентация на энергосектор была продолжена и в остальных японских программах по Центральной Азии. Таких как «Центральная Азия и Япония», начатой в 2004 году, и «Трансформация Центральной Азии в коридор мира и стабильности» 2006-го года. Так что нынешние визиты Синдзо Абэ можно рассматривать именно с позиции старых-новых приоритетов. И во многом они уже обозначены, судя по подписанным проектам в ходе нынешнего визита.

12 миллиардов долларов будет вложено в Туркменистан. Здесь Японию заинтересовали порт «Туркменбаши» и месторождение “Галкыныш”, откуда возьмет начало газопровод ТАПИ. Этот газопроводный проект призван связать четыре страны региона – Туркменистан, Афганистан, Пакистан и Индию. Проект долгое время не находил инвесторов из-за талибов и неспособности афганского правительства гарантировать безопасность трубопровода. Но видно японское правительство увидело реальную возможность обезопасить вложения.
В Узбекистан Токио принесет 8,5 миллиардов долларов. Здесь диапазон проектов значительно шире. Это модернизация энергетической и транспортной инфраструктуры, освоение и переработка минерально-сырьевых ресурсов, автомобилестроение, нефтегазовая и химическая промышленность, телекоммуникации и другие отрасли и производства.

На фоне этого Кыргызстану достались 16 миллионов долларов на реконструкцию аэропорта «Манас». Еще полтора миллиона вольются в сельское хозяйство, куда год назад Япония уже вкладывала 2,8 миллионов долларов на проект «Содействие повышению сельскохозяйственной производительности» и пока мало кто знает о семейных фондах, которые должны были быть созданы. Также планируется грант в 117 миллионов долларов на реабилитацию отдельных участков дороги Ош – Баткен – Исфана. Кстати, на этот «великий шелковый путь» местного разлива еще в 2012 году Китай выделил нам почти 130 миллионов долларов под 2% на 20 лет. Получается, будем отдавать 52 миллиона долларов сверху в 2042 году. Но это ведь не страшно, живем, как в той притче, или ишак, или падишах. Еще выдавали — 70 миллионов на эту же дорогу Европейский банк реконструкции и развития и 21,3 миллиона долларов Исламский банк развития. При наших ресурсах остается только удивляться, почему при столь очевидном внимании Токио к энергетике региона, мы смогли договориться только о многострадальном аэропорте «Манас». Может, не в курсе приоритетов их внешней политики? Хотя, что удивляться, если Япония пишет новую программу в соответствии с реалиями, то в нашей внешнеполитической концепции все еще заложен главный принцип: «Принятие настоящей Концепции продиктовано целесообразностью ускорения происходящих преобразований в стране после революционных событий 24 марта 2005 года». Как будто нынешняя власть признает только достижения 10-летней давности, а не собственное «триумфальное пришествие»…

Также 7,2 миллиона Япония вложит в Таджикистан для восстановления системы водоснабжения в приграничных районах и на борьбу с саранчой.
Суммы для всех  государств Центральной Азии разные, но смысл один – контроль над регионом по мере возможности и не особо привлекая внимание «больших игроков». Хотя можно говорить о том, что сегодня Токио может рассчитывать на негласную поддержку США, чье влияние в Центральной Азии в последнее время ограничено евразийским проектом.

Фемида ля комедия

Судебный процесс по обвинению экс-депутата парламента Ахматбека Келдибекова вышел на финишную прямую. Гособвинение не представило достаточных доказательств ни по одному эпизоду дела. Оправдает ли Фемида бывшего парламентария или вновь вынесет вердикт в угоду власти?

Вспомнить все

Процесс по делу бывшего спикера проходит в Первомайском районном суде под председательством Абдразака Боромбаева. На предстоящем заседании во вторник, 3 ноября, стороны перейдут к прениям, если прокуратура вновь не придумает повод для его переноса. А гособвинение периодически прибегает к подобной уловке, в надежде затянуть рассмотрение дела.

Чуть ли не с самого начала судебного процесса стало очевидно, Генпрокуратура, возбудившая дело по указке бывшего главы надзорного органа Аиды Саляновой, не добыла ни одного аргумента против экс-торага Жогорку Кенеша. Не смогла доказать вину Келдибекова и нынешний генпрокурор Индира Джолдубаева.

«Ни один человек, ни одно доказательство не свидетельствуют о вине Келдибекова. В этом деле есть политическая подоплека, и оснований для возбуждения уголовного дела не было», — говорит Азимбек Бекназаров, выступающий в суде общественным защитником Келдибекова.

Согласен с ним и бывший торага Жогорку Кенеша, юрист Мукар Чолпонбаев. В интервью журналистам он заявил: «Сейчас уже не секрет, что дело имеет политическую подоплеку. У нас принято задерживать человека, если он как-то не так высказался в адрес властей».
Бывшему спикеру предъявлено обвинение по статье «Коррупция» УК КР сразу по трем эпизодам. Ему припомнили не только работу в должности главы парламента, но и Соцфонд и налоговую службу, которые он также возглавлял. Общий ущерб, который насчитала Генпрокуратура — более 35 миллионов сомов. Но в суде доказательств не представила даже на 1 сом.

Самый крупный ущерб, Келдибеков, по мнению следствия, нанес, будучи директором Соцфонда — 24,3 миллиона сомов. После неоднократных ходатайств адвокатов подсудимого судебные разбирательства по этому эпизоду прекращены. Фемида старалась игнорировать законные требования защиты обвиняемого, каждый раз отклоняя прошения. Настойчиво игнорировать закон суд понуждало и гособвинение в лице Генпрокуратуры, настаивая на дальнейшем исследовании доказательств. «Такие настойчивые действия гособвинителя, по моему мнению, являются ничем иным как дискредитацией самого государства», — подчеркнула Татьяна Чильникина.

Но в итоге юристы добились своего. «В соответствии с требованием статьи 28 УПК истечение срока давности является обстоятельством, исключающим уголовное судопроизводство. Закон четко отмечает, что при наличии указанного основания возбужденное дело подлежит прекращению и даже не может быть возбуждено вообще. Суд был обязан прекратить уголовное дело. При этом вопрос доказанности виновности обвиняемого в судебном заседании не обсуждается, доказательства не исследуются. А для прекращения дела требуется лишь согласие обвиняемого», — комментирует адвокат Татьяна Чильникина.

Окно в Европу

Одно из обвинений, предъявленных Келдибекову, касается открытия спецпредставительства ЖК в Москве. «Филиал» кыргызского парламента в столице РФ учредили в декабре 2010 года. За год на содержание представительства потрачено 6 миллионов сомов. Бучу тогда подняли члены фракции «Ата Мекен». Ссылаясь на результаты проверки Счетной палаты Кыргызстана, которая якобы пришла к мнению, что создание спецпредставительства было незаконным. Это стало поводом для предъявления тогдашнему спикеру обвинения в коррупции, мол, он заставил депутатов проголосовать «за».

Однако в интервью журналистам председатель СП Эльмира Ибраимова опровергла эти сведения. «Мы долго, тщательно, подробно, внимательно проверяли этот вопрос, — заявила глава Счетной палаты. — Имел или не имел права Келдибеков открывать представительство в Москве? Наши юристы очень долго изучали представленные нам юридические документы и пришли к заключению, что Жогорку Кенеш не превысил свои полномочия, у него есть право на открытие своих представительств, в том числе зарубежных. Здесь Жогорку Кенеш не нарушил закон. По нашему мнению, представительство в Москве могло бы оставаться и поныне. Парламент мог после рассмотреть вопрос эффективности работы представительства. Мы же проверяли не эффективность работы, а финансово-хозяйственную деятельность. Если требуется проверить эффективность работы представительства, то прежде необходимо разработать критерии оценки. У нас таких критериев нет. После этого можно будет проверить, какую работу провело представительство за то время. Из того что мне известно, в то время специальное представительство Жогорку Кенеша в Москве провело ряд международных переговоров. В то время провели мероприятия достаточного уровня. Мы не нашли криминала в создании и работе спецпредставительства Жогорку Кенеша в Москве».

«Но мы не нашли никаких нарушений закона в деятельности А. Келдибекова за время его работы спикером Жогорку Кенеша. Я не знаю, откуда они взяли нынешние обвинения, не уточнив у нас. Первым делом им следовало обратиться к нам. Что касается оказания давления на нас со стороны А. Келдибекова, то я об этом слышу впервые, для меня это странно. Нужно было спросить у нас, оказывалось или нет давление. Никто из Жогорку Кенеша не обращался с таким вопросом», — добавила глава Счетной палаты Эльмира Ибраимова.

Свидетели — бывшие коллеги Ахматбека Келдибекова также хором подтвердили в суде: никаких нарушений при создании спецпредставительства не допущено. Даже не однопартийцы подсудимого, — все, как один заявили, что голосовали за открытие «филиала» добровольно, поскольку это не противоречит закону. «Я голосовал «за» открытие представительства, так как это было в целях укрепления парламентаризма, и никакого давления на меня не было», — заявил в суде теперь уже бывший депутат Джаныш Кудайбергенов.

«Это постановление подписал и принял не один Ахматбек Келдибеков. Инициативу поддержали большинство депутатов. Но после ухода Келдибекова с поста спикера из этого сделали политику и спецпредставительство закрыли. Сейчас этот вопрос становится чрезвычайно актуальным. Я бы вновь поддержал инициативу открыть спецпредставительство», — отметил также экс-член фракции «Республика» Нурбек Мурашев.
«Во многих странах есть представительства, в нашем случае наш ближайший стратегический партнер — Россия, в связи с этим было внесено предложение, что нужно создать представительство Жогорку Кенеша в Москве в составе 3-4 человек. Позднее представительство было признано как утратившее силу. Но я думаю, что это представительство нужно был оставлять. Прекратило свое существование оно в связи с тем, что не были внесены изменения в бюджет, хотя это было необходимо», — рассказал в суде депутат фракции СДПК Эркин Сакебаев.

«День голосования я помню хорошо и осознанно проголосовал за проект постановления об открытии спецпредставительства, так как это было необходимо», — подчеркнул и бывший ар-намысовец Равшан Сабиров.

По его словам, в те годы много трудовых мигрантов обращались за помощью, так как у них возникали проблемы с властями и кто-то должен был реагировать на жалобы соотечественников, вынужденно находившихся на чужбине. Это и было основной целью спецпредставительства — помощь кыргызстанцам.

Похоже, что и по этому эпизоду дело развалено.

Эпизод 3: месть Ситхов

Госбвинение село в калошу и с эпизодом о Государственной налоговой службе. ГП вменяло, что, в бытность Келдибекова руководителем ГНС, он открыл фирму «Бизнес Партнер» и нанес ущерб государству при сборе налогов. Однако тогдашние работники налоговой эти доводы следствия опровергли, более того, они заявили: во время председательства Келдибекова ГНС перевыполнила план по сбору налогов.

Кроме того, свидетели в суде подтвердили, что следователи оказывали на них давление с требованием дать показания против Келдибекова. Получается, властям было выгодно выбить из седла экс-спикера и члена оппозиционной фракции «Ата-Журт», которая до ареста лидера выступала с резкой критикой в адрес президентского аппарата и самого главы государства. Сразу после задержания Келдибекова сменилась и риторика выступлений ата-журтовцев. Не трудно предположить, кто желал устранить лидера «Ата–Журта». «Мой арест был выгоден Текебаеву, Саляновой и Нарымбаеву», — открыто заявил во время допроса сам подсудимый. Он отметил множественные нарушения во время расследования дела, что еще раз подтверждает: цель — посадить Келдибекова любыми способами. И неважно, что доказательств нет. Был бы человек, а статью власти ему найдут.

«Во время следствия меня допросили только один раз. Со следователем Сеитовым мы очень душевно поговорили. Он мне сказал: «Ахматбек Келдибекович, по эпизоду о Жогорку Кенеше ничего нет, по налоговой службе ничего нет, но что я могу сделать? Меня заставляют сверху. О чем вас спрашивать, даже не знаю». Он сам в этом признался, что его вынуждают. Все материалы есть в деле, но ни одно из них не подтверждает моей вины. Это дело станет историческим, поскольку в нем нет ни одного доказательства моей вины», — сказал, выступая в суде Келдибеков.

«Я не обязан доказывать свою виновность, это гласит УПК и Конституция. Но следствие мою вину тоже не смогло доказать», — заключил экс-спикер.

Каков будет вердикт по этому делу — гадать осталось недолго. Известно, что по закону, в Кыргызстане судьи независимы и подчиняются только Конституции. Но то на бумаге. А каково оно в реальной жизни?! Не секрет, что в КР закон применяется избирательно. И тому множество подтверждений. Не в первый раз судью ставят перед дилеммой: решить по закону или идти на поводу у некоторых политических сил и, соответственно, нарушить закон.

Махинур НИЯЗОВА.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.