Совершенно по другому поводу, я совсем недавно размышляла, что надо приветствовать всех кто пишет сейчас книги, воспоминания, иначе неизвестно как мы смогли бы пополнять страницы истории своей страны. Ведь госзаказа уже нет, правительство никак не субсидирует книгоиздательство. А так, худо или бедно, пусть субъективно, но многие из политиков, журналистов, сейчас охотно пишут книги о времени и о себе, издают их на свои деньги.
Благодаря чему появляется возможность воссоздавать картину, пусть во многом спутанную, собранную из противоречий, разных мнений. Это уже потом будет делом историков сопоставлять факты, приводить цитаты, делать выводы. Главное, есть материал, на котором наша история будет изучаться.
О чем не пишет Бакиев?
На этот раз книгу написал экс-президент Кыргызстана Курманбек Бакиев. Новость об этом прозвучала как-то неожиданно. Вроде бы уже стали забывать о том периоде времени, занятые по горло нынешними проблемами. И тут я наткнулась на его объяснение, которое он дал на презентации своей книги о причинах, сподвигнувших его написать книгу. «Я хочу очистить себя и своё имя от обвинений со стороны действующей киргизской власти. Да, меня есть за что поддавать критике, но таких злых и язвительных упрёков я не заслужил», — сказал белорусским журналистам Бакиев.
И я стала читать книгу. Тянет она на краткий очерк биографии Курманбека Салиевича Бакиева и отчет о проделанной работе на различных постах государственной службы. Но есть там нескольких «злых и язвительных упреков» в адрес «действующей киргизской власти», которые позабавили больше всего. Хотя сегодня кажется только ленивый не пинает нынешнюю власть, а временщиков с их апрельской революцией так дискредитировали, что им даже решение Конституционной палаты не помогло.
Сумел ли Бакиев очистить себя от обвинений этой книгой? Нет. Ведь по сути главные обвинения в его адрес, в бытность президентом КР, была его семья. Брат Жаныш и сын Максим — вот две его беды, за которые ему пришлось ответить по полной. О них Курманбек Салиевич не обмолвился ни словом, как будто их не существовало вообще. Или у этой книги будет второй том? Придется видимо еще немного потрудиться, иначе труд окажется напрасным, даже несмотря на его попытку развенчать успехи правления нынешнего президента Атамбаева.
Бакиев подробно останавливается на экономических проектах, которые начинались в период его правления. И реализуются теперь, нагло присвоенные действующей властью. Однако никто и не поет «славу» Атамбаеву кроме него самого по поводу каких-либо достижений вроде завершения «Датка-Кемин». Тарифы, Кумтор, Каркыра — все, за что критиковался Бакиев оппозицией, оказалось неподъемным исполнить. Зато, как любит подчеркивать Атамбаев, нет «семейки» терроризировавшей всю страну. И то, правда, ведь вся трагедия Бакиева как раз в этом.
Как Бакиев стал президентом
На этом месте своей биографии Бакиев останавливается довольно подробно. Рассказывает об Акаеве, который довел страну до Мартовской революции 2005 года. Отмечает роль журналистов, отдельных политиков, а главное, простого народа, который не выдержал и восстал. Но что для меня было откровением, так это то, что сам Курманбек Салиевич, оказывается, и не рвался в лидеры оппозиции. «Во время моего пребывания в Жогорку Кенеше, где я занимался в общем-то рутинной работой, несколько раз заходил Азимбек Бекназаров с одной и той же просьбой — стать лидером объединения нескольких партий (по-моему, речь шла о девяти партиях), которые хотят объединиться и создать общее движение. Меня попросили его возглавить. Сначала я отказывался, так как в мои планы не входило заниматься партийной деятельностью. Но лидеры партий проявляли настойчивость, и я был вынужден, в конце концов, дать согласие», — пишет Бакиев.
И я подумала, как хорошо, что все еще живы. Как сейчас помню, Бекназаров собрал нас — тогдашних оппозиционеров Акаева, в кафе «Кегеты» летом 2004 года и объявил, что Бакиев хочет возглавить оппозиционное движение, потому что у него конкретные намерения стать президентом. Наверное, Бекназаров теперь и сам расскажет, как это было. Там были Топчубек Тургуналиев, Усен Сыдыков, Нур уулу Досбол, я и др. У нас почти у всех возникли тогда большие сомнения в его кандидатуре на лидера оппозиции. Ведь он был всегда государственным функционером, можно сказать в обойме Акаева. Мы стали задавали ему вопросы, он отвечал с некоторым стеснением, что вызвало к нему даже какую-то симпатию. Он понимал, что должен еще получить от нас кредит доверия. Даже если допустить что он все это забыл, то зачем тогда весь последующий пафос о достижениях и дальновидности политики своего периода президентства?
«Еще раз хочу подтвердить: не было, ни у кого из нас планов захватить Дом правительства! Я это заявил как официальный лидер НДК. Выступил на площади, затем уехал на встречу с Данияром Усеновым, которая была заранее запланирована на 15:00. В этот момент мне позвонили, сообщили, что народ ворвался в Дом правительства.
Я был ошеломлен этой новостью. Подъехал к центральной площади и убедился, что там действительно собралось множество людей. Часть из них уже проникли за ограду и в здание Дома правительства, в окнах на разных этажах были видны радостные лица демонстрантов, некоторые победно размахивали флагами».
Знаете, я, как бывший член штаба НДК хочу ответственно заявить спустя 10 лет, что у нас были планы не то что захватить власть, у нас была цель выгнать Акаева, который узурпировал ее неконституционно, путем фальсификаций выборов, на целых 15 лет — с 1990 по 2005 гг. А что касается Белого дома, то к 24 марта были уже захвачены все обладминистрации в стране. Дом правительства сдался сам. Весь мир поддержал народную революцию в Кыргызстане. Гордились нами все, а чем все закончилось? Может быть, действительно, Бакиев и не хотел всего этого? Поэтому все так и получилось, пошло не так, как мы мечтали?
В интернете есть фотография, на которой Бакиев, Атамбаев и Отунбаева стоят с бокалами шампанского и мило беседуют. Это было 30 декабря 2004 года, когда в том самом кафе «Кегеты» лидеры пяти партий подписали соглашение об участии в Народном движении Кыргызстана против узурпации власти Акаевым, возможных фальсификаций на парламентских выборах и совместной защите прав и свобод граждан. Лично я обзванивала всех и приглашала на это событие. Помню, как Атамбаев и Отунбаева, да и другие пожимали плечами, когда обсуждалась кандидатура Бакиева в качестве лидера движения. Каждый из них видел себя на этом месте. Но так уж получилось, что они согласились с этим и участвовали во всех акциях движения вплоть до захвата Белого дома. Атамбаев на площадь 24 марта 2005 г. приехал уже, когда Акаев бежал. Люди расходились. Но и он и Отунбаева должности получить успели. Атамбаев стал министром промышленности, Отунбаева министром иностранных дел. Это потом, уйдя в оппозицию к Бакиеву, они стали говорить об «украденной революции». Все пошло не так, как хотелось.
Кто решал его судьбу?
Бакиев пишет: «Я полностью осознаю и свою ответственность как президента страны за то, что дело, которое мы начали в марте 2005 года и в которое вложили столько души и усилий, осталось незавершенным. Однако я надеюсь, что истина восторжествует и станет очевидным, кто и в какой степени был прав или виновен».
Теперь я поняла, почему он назвал книгу «Боль, любовь, надежда —
мой Кыргызстан». Пока я не дочитала до этого места в книге, все думала, ну боль, понятно, любовь — тоже понятно, а вот надежду на что питает Курманбек Салиевич? Теперь вижу, что он надеется на… оправдание. Но, к сожалению, для этого мало признаться в «серьезной кадровой ошибке», как пишет сам: «Это назначение на должность премьер-министра КР Алмазбека Атамбаева в 2007 году. Этот человек был определенно не способен работать руководителем. Что со всей очевидностью проявляется сегодня по результатам его пятилетнего пребывания в кресле президента Кыргызстана». Вряд ли это признание зачтется Бакиеву. В 2011 году народ Кыргызстана избрал Атамбаева президентом и сам в ответе за это. И книгу Алмаза Шаршеновича мы тоже, надеюсь, почитаем, когда он уйдет с поста президента. Он же у нас вообще литературный деятель, член Союза писателей Кыргызстана.
Воспоминания Бакиева о 7 апреле 2010 года я не могу комментировать. Меня там не было. Но одно могу сказать, в возможность начала гражданской войны в апреле, когда Бакиев уехал на юг, я не верю. Бакиев объясняет свое решение покинуть страну доводами Путина, который по телефону ему сказал: «Курманбек Салиевич, за то, что случилось у Дома правительства, вас никто не обвинит, а вот если развяжется региональный конфликт «Север-Юг», то все повесят на вас. Я вам рекомендую покинуть страну».
«Я задумался, — пишет Бакиев. — Действительно, если бы я оставался на юге дальше, там могли устроить элементарную провокацию, ведь тогда уже пошли разговоры о том, что я собираю многотысячное войско для похода на Бишкек. Были такие слухи. Самое простое, что могли инсценировать: якобы от моего имени послать в Бишкек 10-15 вооруженных людей, пострелять там и положить несколько десятков, а потом сказать: вот, мол, нас Бакиев послал. Этот сценарий мог осуществить кто угодно. Только после этого разговора с Путиным я решил покинуть страну с женой и двумя маленькими детьми».
Но на тот момент он был президентом суверенного государства. Он давал присягу, что главное для него суверенитет и безопасность Кыргызстана. «При этом Кыргызстан не будет местом реализации чьих-то геополитических интересов», — уверял он. Но Бакиев видимо понял, что Путин с ним не шутит.
И все-таки как легко теперь им рассказывать о былых временах. И Акаеву, и Бакиеву. А мы остались полные разочарования от обещаний и надежд.
«Роза Отунбаева – особый вид разрушителя женского рода. Женщина в моем понимании всегда ассоциировалась с созиданием, любовью, теплотой и мудростью. Но именно Отунбаева для меня образец всего негативного, связанного со сплетнями, скандалами и одним из худших из человеческих качеств – предательством. Речь не идет о предательстве по отношению только ко мне. Для этой дамы не существует моральных преград, она с легкостью предала всех, кто поднимал ее до высот, недоступных без серьезной поддержки: Акаева, Айтматова, Шеварднадзе и меня в том числе».
«Почти четверть века он депутат, почти четверть века он оппозиционер. Текебаев избегает любой работы, при которой необходима личная ответственность, всякой деятельности, требующей конкретных результатов. Везде его сопровождают скандалы, конфликты, самопиар и словоблудие – это то, что в сухом остатке».
«Выдающимся образцом разрушителей является Атамбаев. Меня удивляет, почему некоторые люди называют его бизнесменом. Насколько мне известно,
весь его бизнес заключался в том, что он на деньги Союза писателей Кыргызстана купил несколько заводов “Кыргызавтомаша”, большую часть демонтировал и отправил в Китай, а выручку инвестировал в Турцию. Я его назначил министром промышленности, он не смог работать, устал, ушел, начал митинговать, пришел и сказал, что будет мостом. Я его назначил премьером — не смог работать, устал , ушел, митинговал. Любитель громких необдуманных заявлений, не несущий никакой ответственности за сказанное даже в весьма редкие моменты, когда бывает трезвый».
Замира СЫДЫКОВА.