Крыша едет

0
752

Пострадавшие в ходе спецоперации в июле бишкекчане до сих пор не могут заселиться в отстроенные дома. Слепленные наспех жилища пока не особо пригодны к проживанию с маленькими детьми. «Res Publica» выяснила, как встретили холода жители домов по улице Шоорукова.

Обещанного не дождались

Неделю назад двум семьям, оставшимся без крова после контртеррористической операции в Бишкеке, вручили ключи от новых домов. На торжественное мероприятие по такому знаменательному поводу прибыли вице-премьер министр Абдырахман Маматалиев, министр ЧС Кубатбек Боронов и чиновники рангом пониже. Пригласили и журналистов, дабы продемонстрировать, как государство исполняет взятые на себя обязательства.

04_postradavshie-v-hode-antiterroristicheskoy-operatsii

С виду домики, действительно, выглядят симпатично. «Это типовое жилье, МЧС возводит такие дома для пострадавших в чрезвычайных ситуациях», — поясняет бишкекчанка Евгения Крапивина.

Ровно три месяца минуло с того дня, когда во двор ее дома упала боевая граната. Только по счастливой случайности никто не пострадал. Детей спас тойтерьер Марик. Они стояли во дворе, когда песик рванул на улицу, и мальчишки побежали за ним. Через несколько минут прогремел взрыв… «Взрыв был такой силы, что ворота отлетели на несколько метров. Начался пожар и дом и все имущество сгорели дотла», — вспоминает Евгения.

На соседней с Шоорукова улице Темировой в двухэтажном особняке в тот день, 16 июля, залегли предполагаемые террористы (в том числе, один из беглых и числящихся ныне в розыске заключенных СИЗО-50 Алтынбек Итибаев). Для поимки преступников к месту были стянуты силы спецназа ГКНБ КР. Перестрелка велась несколько часов. В ходе спецоперации пострадали несколько близлежащих домов. Семьи остались на улице вместе с малолетними детьми. Когда общественность и СМИ забили тревогу, чиновники пообещали отстроить пострадавшим новые дома. И вот 14 октября объекты сдали в эксплуатацию. Отчего же семьи отказались ставить подписи в актах?

03_postradavshie-v-hode-antiterroristicheskoy-operatsii

Мы строили, строили и… не достроили

Традиционного перерезания красной ленты не было, зато присутствующие вдоволь наслушались пламенных речей чиновников. Во время сдачи домов вице-премьер-министр Абдырахман Маматалиев похвалил за «терпеливость» пострадавших, оставшихся без крыши над головой, и «поблагодарил их за проявленное понимание». Высокопоставленный чиновник заявил, что дома сданы в эксплуатацию «под ключ», но тут же отметил, что есть недоделки. «Как мне доложили строители, дома хорошие. Сказали, что ворота не были предусмотрены, но они установили. Все, что недоделали, доделаем», — пообещал вице-премьер на камеру. Однако, как только выключились записывающие устройства и журналисты разъехались с места события, новоселам дали понять: все недоделки устранять им придется собственными силами и за свой счет. А поработать есть над чем. Строительные работы нынче недешевые. И семьям это выльется в приличную сумму.

04_postradavshie-v-hode-antiterroristicheskoy-operatsii-dom-krapivinoy-eugenii

«Установили нам водонагреватель. Он работает, но вода горячая отчего-то не поступает в кран. Видимо, где то трубы неправильно подсоединили. Придется вызывать строителей, долбить стену, проверять трубы, а после вновь выравнивать и заново класть кафель», — сетует хозяйка.

В небольшой комнатушке, которую строители оборудовали под совмещенную уборную и ванную, не развернуться. Новенькие душевая кабинка, унитаз и раковина, под потолком водонагреватель и тут же установлена буржуйка. «Изначально, когда нам дали смету, увидев, что в домах предусмотрена печь на твердом топливе, мы попросили: установите нам газовое отопление, как было. Писали заявления во все инстанции. По цене газовый котел и буржуйка одинаковые, обе стоят около 18 тысяч. Но нам заявили, что в смете написано «печь на твердом топливе», значит, будем ставить такую. Все наши уговоры и попытки добиться своего натыкались на стену непонимания. Нас просто не захотели слушать», — говорит Крапивина.

06_postradavshie-v-hode-antiterroristicheskoy-operatsii-dom-krapivinoy-eugenii

Главней всего — погода в доме

К тому же выяснилось, что печь установили неправильно. «Попытались включить отопление, так от давления со всех труб потекла вода. Залило стены, и продолжает капать. Пока не починят, заселиться мы не сможем. Тем более холода наступили», — отмечает Евгения Крапивина.

09_postradavshie-v-hode-antiterroristicheskoy-operatsii-dom-krapivinoy-eugenii

На стенах, действительно, видны разводы и подтеки. Батареи местами ржавые и в трещинах. Сколько еще семье сидеть без отопления? Придется доделывать за свой счет.
Из собственного кармана придется оплатить и строительство отдельной котельной. На церемонии вручения ключей, Абдырахман Маматалиев распорядился провести голубое топливо в дома пострадавших. Но менять буржуйку на газовый котел, сказал, уже поздно.
Отдельный вопрос — полы в доме. По бумагам в этих жилищах предусмотрен деревянный настил, но на деле строители на голый бетон постелили тонкий линолеум. «Прораб сказал, что дерево без воздушной прослойки будет гнить, и поэтому линолеум. Но он почему-то разного цвета и без утепления», — говорит Евгения Крапивина. Где строители набрали эти кусочки напольного покрытия, остается только догадываться.

На предложение хозяйки разуться и походить по этому полу в одних носках, чиновники не согласились. Немудрено. Простудиться никто из них не желает. А «простым смертным»
и так сойдет?

Не было печали…

На справедливое возмущение жильцов, глава МЧС Кубатбек Боронов отвечает по принципу «сам дурак!»

05_postradavshie-v-hode-antiterroristicheskoy-operatsii-dom-krapivinoy-eugenii

«Дали бы им на руки эти деньги, смогли бы они построить такой дом? Я считаю, что нет. Если бы наняли строителей, то за все платили бы сами. А так мы сами все сделали», — заявил министр. Он считает, что дареному коню в зубы не смотрят. Получается, дома пострадавшим власть оценивает как подарки, а не должное.

«Когда составляли проект нового дома, с жильцами все согласовывали. Они утвердили. Но у них, как говорят, аппетит пришел во время еды. Все им построили, а они недовольны. Нельзя так», — заявил министр. И чиновнику плевать, что в доме элементарно не соблюдена техника безопасности. А если завтра все взлетит на воздух, кто понесет ответственность?
Соседка Крапивиной Раиса Василенко не скрывает, что претензий у нее к строителям меньше. Но и за все дополнительные услуги ей пришлось доплачивать отдельно по рыночным ценам. Та же отделка фасада дома семье обошлась в 30 с лишним тысяч сомов. За отдельную плату в доме предусмотрели отдельную комнату под котельную.
В день вручения ключей, говорит Евгения Крапивина, обе семьи предупредили, чтобы журналистам «лишнего не сболтнули, а то плохо будет». «С самого утра нам стали совать бумажки на подпись. Мы отказались расписываться в этих актах, потому что там указано, что мы всю ответственность отныне за постройку берем на себя. И если что-то рухнет, то мы поломку устранять будем сами. Мы им объясняем, что еще даже отопление не проверили, ничего толком не посмотрели, а они не унимаются. Пришлось вовсе отказаться от подписания каких либо бумаг, пока полностью не заселимся и не поживем
какое-то время», — говорит
хозяйка.

«Меня чиновники упрекают, что я возмущаюсь много, — продолжает Евгения. — Я им отвечаю: когда ходишь и смотришь — красиво, а ты попробуй остаться тут хотя бы на сутки, поживи без отопления, горячей воды, походи по этому полу с тонким линолеумом, а после будем рассуждать. Я не прошу чего-то сверхъестественного мне сделать, но верните мне то, что было».

Жизнь с чистого листа

Семье Евгении Крапивиной приходится начинать все с новой страницы. Во время пожара вместе с домом сгорели документы, мебель, одежда. А на носу зима. «Мы теперь решили оформить дом в стиле минимализма, — не теряет оптимизма Евгения. — Мебели будет мало, только самое необходимое». Признается, молодая семья с маленьким ребенком не скоро сможет позволить себе купить новую мебель в дом. Обойдутся тем, что отдали неравнодушные граждане и родственники. Просить у властей пострадавшие больше ничего не хотят. Да и не дадут им больше. Дом построили абы как и на том спасибо.

«Я больше не буду никому ничего писать, — заявляет Евгения Крапивина. — У чиновников отношение к нам такое, будто мы милостыню просим. Свинское отношение. Мы еще и крайние остались».

Всего на улице Шоорукова отстроили два дома, отремонтировали крышу третьего и выплатили компенсацию хозяину четвертого. Особняк, где скрывались террористы, стоит нетронутым. Хозяин собрал все документы, предоставил справки о том, что жилье сдавал в аренду молодой семье, чем промышляли квартиранты, не знает, и к преступникам, укрывавшимся там, отношения не имеет. Но его дом восстанавливать власти не торопятся. Видимо, не считают
нужным.

Махинур  Ниязова.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.