Выборы. Послевкусие

0
981

Теперь, когда выборные страсти улеглись, можно трезво взглянуть на итоги голосования и сделать выводы. В большинстве они неутешительны. Особенно для партии власти и лично президента страны, который взял инициативу в свои руки и кинулся заниматься предвыборной кампанией СДПК. Алмазбек Атамбаев надеялся на поддержку, как минимум, 77 процентов кыргызстанцев. Об этом он заявил в день голосования журналистам. «Я и так знаю, что большинство населения Кыргызстана меня поддерживает. По опросам полугодовой давности, это было 77 процентов. Сегодня, думаю, не меньше. Но для людей президент и СДПК — это не одно и то же. Конечно, для меня важно, чтобы в парламенте я имел твердую опору. Надеюсь, что СДПК получит не 26 мандатов, как 4 года назад», — сказал Атамбаев выйдя из избирательного участка. Однако результат не оправдал его ожиданий. СДПК не получила и 28 процентов голосов избирателей. Особенно жалкими выглядят результаты по Таласской области, где партию президента не поддерживает даже 1 процент жителей. Станет ли эта оплеуха отрезвляющей для главы государства, окружение которого усиленно пичкает его ложью о безоговорочной популярности среди населения?
Да и те проценты партия власти не получила бы, не будь пресловутого административного ресурса. Наблюдатели и правозащитники отметили несколько случаев массового подвоза студентов и бюджетников на избирательные участки. Были зафиксированы и факты вброса бюллетеней. Но эти нарушения остались без внимания властей. Не потому ли что в пользу СДПК?

Не оправдала себя и биометрия, на которую власти возлагали непомерные ожидания. Это и неудивительно. Процедура до конца неотработанна и требовала времени на подготовку. Но властям не терпелось внедрить этот новый метод подсчета голосов. В итоге в день голосования в казусной ситуации оказались самые высокопоставленные: система не сразу смогла опознать отпечатки пальцев главы СДПК Чыныбая Турсунбекова и первого вице-премьера Тайырбека Сарпашева. Идентифицировали их не с первого раза. Политикам, в отличие от простых граждан, повезло больше. Многие из тех, что сдали биометрию, не смогли пройти идентификацию на местах и соответственно не проголосовали. Оборудование часто давало сбои. Избирателей искали по ПИН-коду, который сверяли с базой биометрических данных и общим списком. Некоторым гражданам система выдавала сообщение, что они уже проголосовали, хотя они этого не делали. Неполадки возникли и с данными избирателей, пожелавших проголосовать на дополнительных УИК и загодя заполнивших форму №2. Их не включили в общий список. Накануне дня голосования, 3 октября, эти списки стали спешно дополнять и корректировать. Естественно, часть граждан так и не обнаружили себя в этих базах.

Не желая признать явный провал биометрической кампании, Сарпашев убеждал журналистов и общественность, что «незначительные» сбои никак не повлияли на исход голосования. «Биометрическая система доказала свою надежность», — как мантру повторял первый вице-премьер. А всех, кто поставил под сомнение прозрачность этой системы, назвал истериками.

Неожиданными назвать итоги выборов-2015 можно с большой натяжкой. Единственной, пожалуй, интригой до последнего оставалась судьба партии «Ата Мекен»: преодолеет 7-процентный барьер или нет. Преодолела. В итоге с наименьшим результатом политорганизация Омурбека Текебаева замкнула шестерку лидеров гонки. Еще одной теперь уже бывшей парламентской фракции — «Ар-Намыс» повезло меньше. Партия Феликса Кулова, в которую также вошли два ярых оппозиционера Равшан Жеенбеков и Омурбек Абдырахманов, а также экс-генпрокурор Кубатбек Байболов, не набрала и 1 процента голосов. В шаге от победы оказалось политобъединение Адахана Мадумарова и Аскара Салымбекова «Бутун Кыргызстан Эмгек». Партии не хватило буквально 5 тысяч голосов, чтобы миновать 7-процентный барьер. Мадумаров уже заявил о намерении судиться. Кандидат недосчитался 37 тысяч голосов избирателей в пользу его партии, которые «потерялись» при ручном пересчете бюллетеней на участках Ошской и Джалал-Абадской областей. А если найдут, повлияет ли это на итоги выборов?

Как и предрекали аналитики, второе место заняла «Республика — Ата-Журт». Скинув балласт в лице Камчыбека Ташиева, партия, тем не менее, получила голоса его сторонников-земляков, показав наилучший результат по Джалал-Абадской области. Последние скандалы, связанные с членами РАЖ, не ослабили позиции Омурбека Бабанова — политика, умеющего раздавать обещания.

В топ-5 также вошли все партии-проекты Белого дома. Их еще называют «дочками». Получим ли мы ручной марионеточный Жогорку Кенеш? Сегодня сказать доподлинно, кто станет депутатом нового созыва, невозможно, несмотря на то, что списки кандидатов были поданы в ЦИК загодя. Ожидания многих партий не оправдались. И списки будут корректироваться, а кандидаты — тасоваться. Решающую роль в расстановке сил играют голоса. Еще на берегу каждая партия установила внутри негласное правило: кто привлечет больше голосов избирателей, тот и получит заветный мандат. И неважно, какую строчку в списке занимает этот кандидат.

Центризбирком тщательно шерстил списки, многих кандидатов исключили из-за криминального прошлого. Но уголовники все же просочились в новый состав ЖК. В предварительном списке депутатов от партии «Кыргызстан» оказался дважды судимый аудитор Счетной палаты Кубанычбек Нурматов, он в списке идет под проходным номером — 15. Еще в одной партии потенциальный депутат оказалась гражданкой России. Хулкарпаша Сабирова — кандидат от партии «Онугуу-Прогресс» также, по предварительным данным, станет депутатом шестого созыва. Она числится на 8-м месте. Партия набрала 9,3 процента голосов избирателей и предположительно займет 13 из 120 мест в парламенте.
Списки остальных партий также пестрят базаркомами, директорами ресторанов, кафе и других увеселительных заведений. Пересмотрят ли лидеры партий свои списки в пользу более профессиональных кадров?

Интрига еще сохраняется.

Махинур НИЯЗОВА.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.