Теледебаты политических партий неожиданно всколыхнули уже угасавший интерес к выборам в парламент. Вот это реальное лицо партий, их лидеров, которое мы можем оценивать, как с точки зрения их подготовленности, зрелости, так и психотипа, адекватности создаваемого образа. В любом случае, каждый политик, выходя на сцену, должен быть готов к провокационным вопросам, держать удар и всякое такое. На прошлой неделе два крупных кыргызских политика расписались в своей, мягко говоря, несостоятельности отвечать за себя, отвечать за партию. Но если у одного из них есть замена, он представляет партию с сопредседателем, который сможет взять на себя удар, то другой политик даже не оглядывался на сопартийцев, превратив дебаты в словесную перепалку. И казалось, что он вот-вот плеснет стакан воды в своего оппонента, напомнив Владимира Вольфовича Жириновского.
Хотя эпатажность никогда не была характерна взвешенному политику Текебаеву. Всегда казалось, что он действует профессионально, оно и понятно, уже больше 25 лет в политике. Прошел немало испытаний. При этом всегда добивался своего. Из минусов делал плюсы. На все происходящее в стране имел свое отличное мнение. По— своему, уникальный, Текебаев добивался поставленной цели. Вот только целью его все годы в политике было лишь достижение власти. Я смотрела на него в экран, и мне стало его даже жалко. Вспомнила, как он когда-то на очередных выборах в парламент сказал: «А я ведь кроме как быть депутатом больше ничего не умею делать». И, действительно, он был на этот раз не сдержан, наверное, потому, что просто боится не пройти в парламент, или не взять определенное количество мандатов. Он ведь несет обязательства по списку, который составлялся по взносам в избирательный фонд партии на выборы.
А может это очень простое объяснение его психическому состоянию? Давайте взглянем поглубже, подальше. Пять лет тому назад Текебаев, бросив все дела, не споря с остальными членами временного правительства, у кого должно быть больше власти, взялся за написание Конституции, принципиально меняющей государственное устройство в стране. И вот она уже принята всенародным волеизъявлением. Да, здравствует Парламентская Республика!!! Статьи пестрили заголовками: «Текебаев Джефферсон кыргызской политики», «У нас свой Джефферсон». Но то ли народ не осознал до конца прелести парламентской системы, то ли штабы партии «Ата-Мекен» плохо сработали, — на парламентских выборах в 2010 году партия Текебаева еле-еле преодолела региональный порог и получила наименьшее количество мест в парламенте. А дальше и вовсе все пошло наперекосяк. Он наверняка надеялся получить большинство в парламенте и стать либо спикером, либо премьер-министром. Иначе для чего он писал новую Конституцию? Был, видимо, уверен, что если на референдуме народ поддержал сей труд, авторство которого он единолично приписал себе, то и голоса на выборах достанутся партии «Ата-Мекен».
На теледебатах 26 сентября на вопрос о том, что не давало ему, как основателю парламентской формы правления воплотить ее в жизнь за эти 5 лет, Текебаев , сделав небольшую паузу, сказал: «Коалиция». Но он лукавил, потому что известно, коалицию формировал все эти пять лет президент Атамбаев. И вспомнилось, что где-то я что-то такое читала. На эту тему в газете «Азия плюс» 4 сентября был опубликован материал, оплаченный из Избирательного фонда партии «Ата-Мекен».
Журналист Олжобай Шакир в статье «Текебаев Джефферсон кыргызской политики» пишет, что уже в 2010 году формирование коалиции в новом парламенте, было отдано на откуп политическим силам из окружения Курманбека Бакиева — О.Бабанову и А.Кельдибекову. И в этом напрямую моральная вина лежит на А.Атамбаеве. С этого момента все устремления партии «Ата-Мекен» по построению парламентской системы «бокко оонап калды» (понятно, да?). Кроме того, Атамбаев лишь прикрывался все годы шубой оппозиционера, а в президенты попал только благодаря пролитой крови и своего толстого кошелка, — пишет газета. (Заметьте еще раз, оплаченная из Избирательного фонда партии «Ата-Мекен»). Далее автор рассказывает, откуда у Атамбаева образовалось богатство. Посадив Айтматова председателем, Атамбаев посадил на мель фонды Союза писателей Кыргызстана, прихватив 70 миллиардов, выделенных писателям. Об Акаев давал обширное интервью.
Нынешняя власть, пишет автор, не боится даже кары жертв 7 апреля. Если бы они боялись, то не окружили бы себя бакиевскими кадрами, заполонив ими весь аппарат президента. Вот и теперь эти силы постараются сделать все, чтобы «Ата-Мекен» набрала мало голосов. Потому что все и дальше хотят воровать. И только один «Текебаев в Кыргызстане достоин быть президентом», приводятся слова покойного Салижана Жигитова.
О том, что Текебаев с Атамбаевым все время находились в конфронтации, будучи в оппозиции, писал в своей книге «Шах демократии» Темир Сариев. Политическая конкуренция или действительно разные взгляды по основным направлениям развития страны? Думаю, что все-таки больше принципиальные разногласия. Возьмем хотя бы Конституцию. Атамбаев летом этого года признался, что был против принятия новой Конституции в 2010 году. Считал это несвоевременной идеей. Он говорит, что ВП можно было легализоваться, созвав и старый парламент. Вряд ли кто из них был бы против. Вот здесь я бы с Алмаз Шаршеновичем согласилась. Но лавры Джефферсона влекли Текебаева. Он хотел и стал отцом нового устройства, которое, к сожалению, окончательно раскачало и без того неустойчивую кыргызскую государственность.
В связи с этим вспоминаются высказывания Дмитрия Медведева (в бытность президентом России) в 2010 году. Он тогда заявил журналистам, что он «действительно не понимает, как парламентская республика будет выглядеть и работать в Кыргызстане». Медведев задался вопросом: «Разве это не приведет к цепи вечных проблем — по кадровым перестановкам в парламенте, переходу власти к той или иной политической группе, которую будут передавать постоянно из одних рук в другие, и, наконец, разве это не поможет придать мощи людям с экстремистскими взглядами?»
Нынешние выборы в парламент яркое свидетельство того, что политические партии в Кыргызстане не понимают и не принимают парламентскую систему правления. Этому подтверждение и то, что самые крупные из политических объединений, на выборах выступают с программными заявлениями об изменении Конституции в сторону усиления государственной власти. СДПК вообще не скрывает, что работает на президента. Как скажет, так и будет. О какой уж там коалиции идет речь? И когда говорят, что у нас установился тихий авторитарный режим на фоне парламентской системы — это правда. Так зачем врать самому себе?
Текебаев понимает, что впереди серьезная ревизия его Конституции. Если кто обратил внимание, то он практически ничего не говорил в своих агитационных выступлениях об этих заслугах, никто его «отцом Конституции» не называл. Потому, что понимают, — непопулярно. А что еще есть в запасниках? Имидж вечного оппозиционера акаевских и бакиевских времен. И он решает, заручившись радикальными группами, выставить себя вновь оппозиционером. Начал свою компанию с критики Атамбаева, но высказаться до конца он все равно не может. Кара 7 апреля лежит и на нем тоже.
Замира СЫДЫКОВА.