Эдвард Д.Сокол «Восстание 1916 в Русской Центральной Азии»

0
889

(Продолжение, начало в № 1-5, 7-14)

В. АНДИЖАНСКОЕ ВОССТАНИЕ

В ночь на 17 мая 1898 года в кишлаке Мин-Тюбе Маргиланского уезда Ферганской области собралась толпа, состоящая из киргизов и кипчаков Ошского и Андижанского уездов, а также многих местных дехкан из сартов. Они откликнулись на объявление «Газавата» или священной войны против неверных, провозглашенной одним из самых популярных ишанов Туркестана – Магометом- Али-Хальфа, более известного как Мадали. Сформировав из этих людей соединения, зараженные его фанатизмом, Мадали начал поход в Андижан, выставив всадников вперед, остальную массу в тыл. То, сколько всего было задействовано людей, не ясно, хотя согласно некоторым источникам, с Мадали было 1500 человек. Достигнув Андижана приблизительно в 3 часа утра, повстанцы напали на казармы 20-го батальона. Нападение было совершено в полной тишине и для солдат было совершенно неожиданным. Туземцы окружили лагерь и начали убивать спящих солдат. Часть солдат, однако смогла пробудиться и взять в руки оружие и под руководством лейтенанта Карзеладзе, набросилась на туземцев штыками и стала стрелять в местных жителей, которые не были вооружены огнестрельным оружием. /Этого оказалось достаточно, чтобы дать отпор нападавшим, которые сбежали. По рассказам свидетелей, на все дело ушло приблизительно 14 минут от начала нападения до бегства мятежников. Русские понесли потери – 22 убитых солдат и 16 раненных. Нападавших не преследовали, так как у русских солдат были исчерпаны боеприпасы и, кроме того, не было никакой кавалерии. Это было началом и концом восстания в Андижане. За ним не последовало каких-либо сражений между повстанцами и российским правительством, осад городов или партизанской деятельности, как правило, связанных с восстаниями.

На первый взгляд, может показаться, что это событие совсем незначительно и о нем стоит упомянуть лишь вскользь. Однако на самом деле, Андижанское восстание стало одним их самых важных моментов царского правления российской Средней Азии. Оно свидетельствовало о широко распространенном недовольстве российским правлением со стороны местных жителей и об их заговоре с целью восстания, охватившее значительную часть Туркестана. Стоит отметить, что повстанцев поддержали люди Андижана, что, когда они приблизились к городу, к ним присоединились 200 андижанцев. Что еще более важно, это то, что оно выявило, что в движении участвовали не только Андижанский и Маргеланский уезды, но и вся Ферганская область нынешней Киргизии, и частично даже Самаркандская область. Согласно плану Андижанской операции Мадали, восстание должно было состояться одновременно с нападениями других его сторонников в Оше и Маргелане. Однако о них российские власти были предупреждены с тем, чтобы те не смогли предпринять своевременные меры. Таким образом, нападения в Оше не состоялись, потому что волостной управитель Карабек Хасанов рассказал уездному о приготовлениях к восстанию. Главарь повстанцев – Умарбек Даижи был арестован, были предприняты предупредительные меры по обеспечению безопасности.  И только со временем, и то не полностью, стали обнаруживаться характер и масштабы готовящегося восстания. Так, генерал Куропаткин, военный министр, докладывал в Санкт-Петербург, что «обнаружение этой организации и степень участия в ней других населенных пунктов региона ставит нелегкую задачу для выполнения, ввиду имеющихся средств – фактов, которые только сейчас попадают к нам руки».

Часть значимости Андижанского восстания заключается в том, что это было нападение не на «мирных жителей» Средней Азии, а на должностные лица управления или российских колонистов, что было в открытом нападении на царский военный гарнизон.  Руководители восстания рассчитывали на поддержку народа при реальном восстании против русских, а не в бессмысленной акции протеста или хищнической активности.  Русскими был признан его политический характер и они проявили большую заинтересованность в его подавлении и расследование было на уровне высших органов власти – генерала Куропаткина и Николая II.
Экономической подоплекой восстания была та мера отчаяния бедных из-за хлопкового кризиса, охватившая Фергану в 1897 и 1898 годах в результате падения мировых цен на хлопок. О складывавшейся ситуации с хлопком можно рассмотреть по следующей таблице.

Годы     Цены на хлопок     Площади под
по сравнению        посев хлопка
с 1900 годом,         в Фергане,
в процентах              в десятинах
1895            88                    109,701
1896            78                    128,726
1897            60                    116,802
1898            54                     106,230

Годы кризиса резко ухудшили положение крестьянства и способствовали тому, чтобы оно перешло на сторону ишана. Так, по социальному составу повстанцы были представлены не только духовенством, бывшими чиновниками Кокандского ханства, полуоседлыми киргизами и кипчаками, но и изрядным количеством узбекских дехкан и крестьян, «пестрым сбродом» поденщиков, мелких торговцев, «блуждающим людом без определенного рода занятий и кому нечего было терять».
Несмотря на то, что у крестьян были большие экономические трудности, религиозный фанатизм сыграл ведущую роль. При чтении показаний главных участников восстания, бросается в глаза  тот факт, что нигде не упоминаются экономические мотивы. Когда русские спросили у Мадали, почему он восстал, он ответил следующее:
1. То, что сильно пала нравственность народа после завоевания русскими;
2. Несоблюдение требований шариата;
3. То, что российское правительство, несмотря на свое снисходительное отношение к местным жителям, запретило паломничество в Мекку;
4. То, что они отменили зякет или религиозный налог;
5. Манипуляции с вакуфными законами;
6. То, что русских не заботила поддержка нравственности и семейной жизни.
Положение от 1886 года облагало налогом вакуфные земли, которые ранее не облагались, и брало под контроль российского правительства некоторые земельные участки, лишая таким образом, духовенство больших доходов.
Падение нравственности, отмеченные многими западными путешественниками, вовлекло мусульманскую молодежь и отчуждало их от духовенства. Мадали глубоко сожалел об этом и связывал падение Кокандского ханства с падением нравственности; с появлением русских дела стали намного хуже.  Азартные игры, пьянство и проституция стали синонимами российского владычества.  Отмена раисов (блюстителей нрава)  значительно ослабило власть мусульманского духовенства над простыми людьми.
Мадали, по всей видимости, был искренне убежден в том, что его великая миссия в жизни состоит в том, чтобы обратить людей  из погони за материальными благами в строгие нравственные нормы прошлых веков. Еще в юношестве, он совершил паломничество в \Мекку и там, судя по сообщениям, у него были видения, в которых ему объявляли о его будущей роли. После своего возвращения в Туркестан, он вскоре привлек множество своих последователей своим аскетизмом и святостью. К тому же, он врачевал больных. Много суфиев и учеников, которые его сопровождали, все время говорили о его магических силах. Так, говорили, что он готовил плов без огня.
(Продолжение следует).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.