— Чолпон Идиновна, готовы ли вы были к такой предвыборной борьбе и считаете ли, что сделали правильный выбор партии «Бир Бол»?
— Было очень много заманчивых предложений, но не могла принять предложение от представителей партий, которые находятся у власти и являются членами правящей коалиции на протяжении последних пяти лет. Я не могла принять приглашение ни от «Ар-Намыс», ни от «Ата Мекен», ни от СДПК. Они должны нести ответственность за то, что последние пять лет творили в стране. Ситуация стремительно ухудшается и деградирует во всех сферах именно на протяжении последних пяти лет. Я оценивала шансы партий. Самая большая ошибка правящей коалиции в том, что они не смогли избежать искушения и стали приводить случайных людей в систему управления. Людей, которые не обладают опытом, у которых нет видения. Стали появляться министры-недельки. Нам надо сейчас остановить эту стремительную деградацию в системе управления государством, поэтому в команде должны быть люди с управленческим опытом и этот опыт должен быть проверен страницами биографии. Я считаю, что в партии «Бир Бол» состоят люди, которые зарекомендовали себя хорошими управленцами, организаторами Я увидела это уже и в ходе встреч с избирателями, это не художественная самодеятельность.
— Когда смотрят на список «Бир Бола», то говорят, что они не могли быть вне этой системы. Вы ощутили на себе такие мнения, или развеяли, общаясь с этими
людьми?
— Вы знаете, это, наверное, один из неудобных вопросов. Слухов очень много, как в отношении партии «Бир Бол», так и в отношении других партий. Это обсвуждают, начиная с президента, — о нем тоже много говорят. Его тоже упрекают в приватизации Дома литераторов, много вопросов относительно первоначально нажитого капитала. Он тоже был премьер-министром при Бакиеве. Если этим всем задаваться, углубляться в эту тему, то у нас вообще не будет выбора.
— Как вам вообще показалась команда, вы говорите сами, что партия «Бир Бол» — партия профессионалов.
— Я бы не хотела останавливаться на персоналиях, но в целом, я просто увидела, что у этой команды нет споров, раздрая, решения принимаются коллегиально, — это намного труднее, чем один лидер, — но меньше вероятности ошибок. По экономическим вопросам такого потенциала, наверное, нет ни в одной партии — это и Марат Султанов, и Игорь Чудинов, и Акылбек Жапаров, и Аскар Шадиев.
— «Бир Бол» прошел по всей стране. Какие вопросы избиратели поднимают на встречах?
— В первую очередь, конечно, вопросы местного значения, то чем они живут в реальной жизни. В Таласе многих волновал вопрос относительно цен на фасоль. Разрыв цен год от года приводит к тому, что люди просто теряют свои кровные деньги. И партия «Бир Бол» старалась давать исчерпывающие ответы. Предлагает механизмы стабилизировать ситуацию вокруг фасоли. В программе «Бир Бола» они есть, об этом говорил на встречах Марат Султанов. В Баткене очень сильно волнует вопрос безопасности границ. И так в каждом регионе, районе свои проблемы. Ко мне люди обращаются с проблемами правовой незащищенности. С произволом со стороны правоохранительных органов, с судейской несправедливостью. Я еще раз убедилась, что народ достаточно терпелив, люди не хотят нестабильности, но хотят элементарного внимания, чтобы дали возможность зарабатывать и жить в безопасности.
— Вы же, как раз и идете в парламент с посылом о реформировании судебной системы. Что вы считаете надо сделать, чтобы этого добиться?
— Самый первый шаг — нужно добиться независимости судов от политиков.
Существуют большие проблемы, с принципом разделения ветвей власти: органы исполнительной и законодательной напрямую вмешиваются в деятельность судебной.
Я помню, как Атамбаев, упоминая дело Нарымбаева, утверждал, что мог решить этот вопрос. Он дал ясно понять, что наша судебная система абсолютно зависима от Белого дома.
Или пример по событиям 7 апреля 2010 года. Тогда на суде Оксане Малеваной, Каныбеку Жороеву, Эльмурзе Сатыбалдиеву, Нурлану Турсункулову сначала вменялось только злоупотребление служебным положением. Когда следствие было завершено, а дело передано в суд, Азимбек Бекназаров, этот человек-легенда, в то время исполнявший обязанности генпрокурора, и не менее легендарная Роза Отунбаева собрали секретное совещание, на котором дали заместителю генпрокурора указание истребовать дело из суда, вменить вышеуказанным лицам обвинение по статье «Соучастие в убийстве» и снова вернуть дело в суд, не проводя никаких дополнительных следственных мероприятий.
И опять было оставлено письменное свидетельство — протокол совещания, который хранился в архиве. Но обвиняемые занимали при Бакиеве высокие должности, у них остались сторонники, которые достали этот протокол из архива и передали им. В ходе одного из судебных заседаний Сатыбалдиев вытащил протокол, как козырь из рукава, и попросил суд дать ему правовую оценку.
Что должен был сделать судья? Ахнуть, всплеснуть руками, возбудить уголовное дело в отношении действующего тогда президента Отунбаевой и прочих лиц, подписавших протокол. И, безусловно, отправить дело на доследование. Но ничего этого сделано не было.
Получается, что все судьи все согласовывают с президентом, за всеми неправедными решениями стоит глава государства?!
Суды зависят от Жогорку Кенеша, администрации президента, ставленников в Совете по отбору судей, поэтому они прислушиваются только к телефонным звонкам. Поэтому самый первый шаг к независимости судей, это процесс отбора судей. На одну треть Совет судей должен состоять из самих судей, это подразумевает судейское самоуправление. На одну четверть от внешних наблюдателей — независимых людей из академических кругов, и адвокатуры. Именно такой Совет потом будет давать оценку работы судей. Надо также пересматривать сроки пребывания — делать их максимальными, тогда судья не будет думать каждые пять лет какую давать взятку, чтобы пройти через сито политиков. И процедура отстранения должна быть четкой и понятной — а не так, работал при Акаеве, Бакиеве, — т.е. убрать всю политическую мотивацию. Вот тогда судьи будут действительно
независимыми.
— А то, что предлагалось в изменениях Конституции накануне выборов? Вы их не поддержали, выступали против.
— На самом деле пакет законов, которые касались системы судопроизводства, были написаны политиками. Они написали их так, чтобы судейский корпус был от них зависим. А ведь судебная система, это тот инструмент, который должен приводить их в чувство. Опять же предлагали ликвидировать Конституционную палату, возобновление работы пленума — это ведь прямое посягательство на независимость судебного корпуса. Судья должен руководствоваться только законом.
— А вы в «Бир Боле», наверное, замыкаете на себе вопросы правового характера. Вы возглавляли Правовую Клинику «Адилет». По праву считаетесь защитником прав человека, столько известных дел по восстановлению справедливости было. Не жалко бросать свое дело?
— На самом деле наша организация сильная в этом отношении, мне есть что терять и в смысле репутации, и в том уважении, благодарности, которое испытывала на себе. Но в последние 3-4 года я почувствовала, что мы упираемся лбом в стену, не можем переломить ситуацию, даже в бакиевские времена такого беспредела не было. Возьмите дело с «Вечеркой», юрист не мог принимать таких решений, там так много было ляпсусов. Мы стали понимать, что уже не можем отстаивать права своих клиентов, и поскольку у ЖК кроме законотворческих функций, есть контрольная, то ее надо эффективно использовать. Я, если приду в Жогорку Кенеш, то не буду молчать, когда Генеральный прокурор, стоя на трибуне, будет просто врать, что Батукаева выпустили правильно. Я просто не позволю этого делать.
Мы настолько деградировали, что сегодня речь идет не о реформировании, а сохранении хотя бы того уровня, что у нас остался. Если честно, то у меня слово «реформы» уже вызывает изжогу. Собственно кто я? Я одна из вас, поэтому на собственной шкуре испытала коррумпированость этой системы.
— То есть вы хотите получить трибуну…
— Я публичный человек давно, как представитель неправительственного сектора я обо всем этом говорила давно. Но у органов исполнительной власти, правоохранительных органов, судебной системы была замечательная возможность меня игнорировать. Поэтому я хочу получить право контролировать исполнение законов, так как положено.
Мне надоело наблюдать за пустыми залами Жогору Кенеша и платить им зарплату из своих налогов. Поэтому я буду требовать, чтобы депутаты сидели, писали, голосовали сами.
— И последний вопрос о биометрике. Вы до сих пор подвергаете ее сомнению?
— Та информация, которая поступает с мест, вызывает большую обеспокоенность. Уже сейчас некоторые люди не могут сдать биометрические данные, особенно по дополнительным участкам. У людей просто не принимают отпечатки пальцев. Проблема еще и в том, что в силу слабой правовой подготовленности, они не фиксируют эти нарушения. Или, к примеру, студенты рассказывают, что на них давят, пугают тем, что если не проголосуют за СДПК, то это будут знать в ректорате, деканате. И студенты не знают, как себя вести. И это имеет место быть в Юридической Академии! Так что информация поступает, но ни видеосъемки, ни актов нет.
Вызывает недоумение и то, что люди вообще не могут себя найти в списках. Так и непонятно, кто же отвечает за списки. Люди ходят между ЦИК и ГРС и ничего не могут понять. Надо предупредить, что игра со списками чревата последствиями. У меня создается впечатление, что карусели теперь узаконили, через биометрию. Теперь не надо заниматься подвозом.
Заслуги
- Пост директора Общественного Фонда «Правовая Клиника «Адилет» Джакупова занимает с 2002 года.
- Ее организации удалось реализовать более 40 проектов, в том числе — «Защита прав беженцев», «Защита прав несовершеннолетних», «Защита прав инвалидов, несовершеннолетних и женщин в сельской местности».
- Целью этих проектов стало обеспечение жителям сельской местности свободного (бесплатного) доступа к юридическим услугам.
- В 2008 году Джакупова была отмечена премией Госдепартамента США «Самая смелая женщина» за заслуги в области продвижения прав человека.
- Она также награждена за активное участие в эвакуации узбекских женщин из лагеря пост андижанских событий. Она 1 из 100 женщин по всему Миру, кому была присвоена эта награда.
- Награждена грамотой от общественного объединения ветеранов спецподразделения «Альфа», отметивших ее за большой личный вклад в обеспечение безопасности и стабильности Кыргызстана.
- Награждена премией «Гордость Кыргызстана» от Бишкекского пресс-клуба (Институт Войны и Мира).
- Имеет множество грамот и сертификатов, медаль от Жогорку Кенеша за работу и вклад в область развития законодательства в сфере миграции.
- Джакупова признаётся, что рукоделие — не её «конёк». Её тонкой, душевной натуре ближе поэзия и искусство. Увлекается чтением философских трудов.
- Она является учредителем и автором двух монографий, семи учебных пособий (автор/руководитель проектов), девяти сборников по правам человека.
- Кандидат исторических наук. В качестве тренера/лектора выступала в более чем 100 тренингах, как на национальном, так и на международном и региональном уровнях.
Беседовала Замира СЫДЫКОВА.
Оплачено из избирательного фонда партии «Бир Бол».