Эдвард Д.Сокол «Восстание 1916 в Русской Центральной Азии»

0
830

Б. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ ДО 1898 ГОДА

С момента своего присутствия в Средней Азии, русские проявили большую заинтересованность в том, чтобы обеспечить мир и внутреннюю безопасность страны. Одним из наиболее эффективных средств выполнения этого была система перекраивания границ и создание «туземных государств» (Хивинского и Бухарского ханств). В результате чего ни один народ (или народность) не был включен в одну область или туземное государство; каждому из них приходилось иметь дело с различными правительствами. Так, узбеков можно было встретить в туземных Хивинском и Бухарском государствах, в Самаркандской, Сырдарьинской и Ферганской областях; казахи в большом количестве присутствовали в Сырдарьинской и Семиреченской областях; киргизы были в Ферганской и Семиренченской областях; хотя в большинстве своем туркмены были в Закаспийской области, некоторых можно было встретить и в Хивинском ханстве. В Закаспийской области также можно было встретить и узбеков, и казахов, и каракалпаков.  Территориальное разделение национальностей сделало трудным их какое-либо национально-политическое объединение против русских.

По всей вероятности, самым сильным врагом российского правления было мусульманское духовенство, особенно среди оседлого населения. Записи путешественников того периода, таких как Вамбери, являются ярким подтверждением ярого фанатизма мусульман.
Генерал фон Кауфман рассматривал Ислам в качестве силы, способной взбудоражить людей к восстанию. Он устранил должность кази-калиан, а также тех блюстителей нравов, чья работа заключалась в том, чтобы следить за тем, как люди следуют правилам, установленным шариатом, и добился исключения к закону империи, в соответствии с которым власть муфтия Уфы (ныне город Башкирии Советского Союза), распространялась на все области империи, так, чтобы этот закон не имел силы в Туркестане. Позже было подавлено паломничество в Мекку на какое-то время, устранен налог-зякет и дальнейшее выделение вакуфных земель допускалось только с разрешения губернатора, что в свою очередь случалось редко.

Несмотря на предпринятые генерал фон Кауфманом меры, благодаря которым он вызвал ненависть духовенства, он многого не сделал в плане ее контроля. Он полагал, что мусульманская культура была обречена на вымирание, и, если ее не трогать, то это произойдет само собой. Не оставляя духовную жизнь совсем бесконтрольной, в то же время он, очевидно, держал ее под слабым контролем. Его преемники пошли еще дальше и стали полностью пренебрегать религиозной жизнью местных жителей: школы, духовенство и религиозные ордена остались без какого-либо контроля со стороны правительства.
Связь местных жителей с российскими чиновниками была еще более ослаблена новым Положением от 1886 года. Количество российских уездных чиновников до 1886 года было недостаточно, но новое положение сократило их количество до опасного уровня.  Достаточно отметить, что если в Ферганской области с ее 1½ млн. населением число уездных руководителей, их помощников и инспекторов уездной полиции было только 17 человек, а в аналогичной по составу населения Елизаветпольской губернии самой России с 800 тысяч человек их было 43; к тому же их обязанности были гораздо менее сложными.
Кроме того, положением устранялось назначение волостных чиновников из числа местных жителей исполнять полномочия российских чиновников, и делало эти должности выборными, в то же время положение разделяло судебную власть и органы административного управления. Российские чиновники были лишены полномочий заботиться о всеобщем благосостоянии людей и стали исключительно военно-полицейскими чиновниками.
Дух сопротивления к российской власти был наиболее сильно выражен в Ферганской области (бывшее Кокандское ханство), наиболее экономически развитой области Туркестанского края. С момента ее завоевания до 1885 года не проходило и года без восстаний групп мятежников и бандитов в Фергане. В 1880-х гг. там произошло восстание Пулатхана, захватившего почти всю Ферганскую область.  В 1880-е гг. — период «псевдоханов», называемых так потому, что лидеры разбойных групп выдавали себя за наследников Кокандского хана. Эти лидеры находили подручных себе среди многих отставных чиновников, солдат и служащих бывшего хана, оставшихся без работы и готовых выслушать обращения какого-либо фанатика или грабителя.  Российская администрация не придавала политического значения этим группам, так как они грабили как местное население, так и русских.

Российские власти были в курсе всех готовящихся восстаний. Движение «псевдоханов» в начале 1880-х было подавлено и были пойманы пятьдесят лидеров, пять из которых были повешены.

В 1885 году в период англо-русской напряженности и происшествия на реке Пяндж между силами Афганистана и России начались волнения по всему Туркестану, которые докатились до Ферганской области. Распространялись разного рода слухи о неизбежной войне между Россией с одной стороны и Афганистаном, и Китаем с другой стороны и о появлении «Махди» или мусульманской мессии, в то же время объявлялось о неизбежном джихаде или священной войне против русских.  Снова объявились группы «псевдоханов», совершавших набеги на кишлаки и деревни сартов, на дома беков, и даже бравших царских чиновников в заложники. Лидером движения был определен как Дербиш хан по имени Тюра, по сообщениям, рассчитывавшего на всеобщее восстание народа Ферганы. Несмотря на то, что была отправлена специальная экспедиция и группы были разбиты, Дербиш хана поймать не удалось.

О составе этих групп можно получить представление из следующей цитаты. Описывая взятых пленных Дербиш-хана в 1885 году, генерал Мединский пишет: «Те из участников, что были арестованы после беспорядков, более 60 человек, представляли собой жалкое зрелище, большинство из которых были бездомными». Кроме того, они были представлены бедными дехканами, издольщиками, безземельными и бездомными скитальцами. Налицо широкомасштабность перемещений и обнищание людей, вызванные королем хлопка в Ферганской, в ведущей хлопковой области.

Грабительская деятельность групп не уменьшалась, и именно в свете таких событий мы подходим к главе об Андижанском восстании 1898 года.

(Продолжение следует.).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.