1 сентября в отеле «Ак-Кеме» прошел круглый стол, на котором обсуждались ожидаемые риски в избирательном процессе на предстоящих парламентских выборах. В нем приняли участие политические партии, НПО, журналисты.
Республиканский совет народного курултая сделал заявление, в котором отметил первые нарушения в ходе подготовки к парламентским выборам-2015.
По словам члена республиканского совета Эрнеста Карыбекова, из-за обязательного сбора биометрических данных и не допуска до голосования в случае их не сдачи нарушается основное конституционное право гражданина – избирать. «Более того, нет транспарентности финансирования политических партий, что дает основание утверждать, что выборы будут неравными и несвободными», сказал он.
Эрнест Карыбеков отметил, что применение автоматической урны после идентификации избирателя позволяет операторам через базу данных определить волеизъявление того или иного избирателя. «Это нарушение тайны голосования», — подчеркнул он.
Динара Ошурахунова, руководитель Коалиции «За демократию и гражданское общество», участвовала в качестве наблюдателя на выборах в местные кенеши, где апробировалась биометрия. Она дала свои разъяснения:
— На мониторе в каждом избирательном участке будет выводиться явка избирателя, сколько избирателей по участку внесено в список избирателей. Там фиксируется, какой избиратель пришел голосовать.
Когда избиратель приходит на избирательный участок оператор ГРС вводит его пин, потом выходят его данные, и после этого избирателю дается возможность приложить палец к монитору компьютера. После его идентификации, ему выдается чек. Он несет ее в избирательную комиссию, и члены комиссии выдают ему бюллетень. Избиратель заполняет этот бюллетень и отпускает его в урну. Но за кого он голосовал, не выводится на мониторе. Только когда закроется участок и нажмут на кнопку, Автоматическое считывающее устройство (АСУ) выдает протокол, который не считается официальным протоколом, а предварительными данными по данному участку, и на основании этих данных определяется, сколько бюллетеней опущено.
Когда были местные выборы, АСУ был запрограммирован на единый округ. Были погрешности. Если АСУ не считывал эту информацию, а ЦИК предусмотрел, что устройство может дать сбой, тогда подключалось другое АСУ, резервное. Но, если и вэ том случае вышел сбой, ГРС предоставляет стационарное устройство.
В любом случае итоги будут проводиться ручным, традиционным способом.
Однако вопросы остаются. Возможен ли какой-то саботаж в проведении выборов, нужно ли менять правила игры? Как быть гражданам без прописки?
Информационную кампанию по биометрике можно считать провальной. Многое непонятно не только избирателю, но и политическим партиям. Председатель ЦИК и ГРС должны сесть рядом и отвечать на одни и те же вопросы. Потому что если ты идешь к одному, то получаешь один ответ, а от другого органа совсем другой. И зачастую они друг другу противоречат, и ты не знаешь, где истина зарыта. И они друг с другом вообще не сотрудничают.
Нас беспокоят люди без прописки. ЦИК решил открыть участки там, где большое количество избирателей. Это приветствуется. Но мнение ЦИК, что люди без прописки могут голосовать только на дополнительных участках, противоречит самому конституционному закону «О выборах», так как там есть такая норма, как «избирательный адрес». То есть, если человек проживает в конкретном месте, но не имеет там прописки, он имеет право пойти в ближайший участок и до 19 сентября зарегистрироваться по данному участку. Тогда почему же огромная армия внутренних мигрантов, без прописки должна идти только на эти 39 избирательных участков? В таком случае есть риск, что многие просто не пойдут голосовать и мы теряем голоса избирателей. Это не правильное отношение к избирателю. И обязанность ЦИК давать больше возможностей избирателю для реализации его активного избирательного права.
Это все происходит из-за взаимного недоверия — ЦИК к партиям и наоборот. ЦИК считает что партии привезут своих сторонников и для того, чтобы исключить подвоз, дополнительные списки для голосования разрешены только на этих 39 участках. Это порождает большие неудобства для избирателей и всякие домыслы.
Чолпон Жакупова: Надо обсуждать реальные проблемы, которые встали перед страной. У нас выборы происходят в условиях нестабильного законодательства, только 5 месяцев прошло после принятия всех выборных законов. Мы об этом говорим давно и свою актуальность это тема уже потеряла. Законы уже приняты, поэтому давайте двигаться дальше, уже как с данностью.
Что беспокоит участников избирательного процесса?
Вопрос 1. Непонятно, какие партии допущены к выборам. Все сроки регистрации партий уже истекли. ЦИК должен был объявить, кто допущен к выборам, а кто нет и дать этому мотивированный отказ. Этого нет. Это все чрезвычайно нервирует политические партии, потому что они тратят деньги, ресурсы, время. И непонятно будут они участвовать в гонке или нет.
Вопрос 2. Некачественный список избирателей. И об этом говорит сам глава ЦИК Туйгуналы Абдраимов. Хотя он до этого уверял всех, что они представят качественные списки. Однако в результате у нас оказываются, как никогда, отвратительные списки.
Вопрос №3. До сих пор непонятно надо ли голосовать по биометрике или можно по ID. Здесь два государственных органа власти противоречат друг другу. ГРС говорит, что если пять раз избиратель себя не идентифицирует, то допускается голосовать по пин-кодам ID. ЦИК и мы говорим, что это противоречит избирательному кодексу. В результате у граждан, которые хотели бы идти голосовать, — просто каша в голове.
Мы постоянно говорили о незаконности введения биометрики на протяжении всего прошедшего года, но закон принят, хотя до сих пор в Конституционной палате рассматриваются два обращения по этому поводу. Первое обращение будет рассматриваться 9 сентября в Конституционной палате, куда подал иск правозащитник Нурбек Токтакунов по поводу незаконности положения об обязательной биометрической регистрации. Это одно обращение. Второе обращение будет рассматриваться 23 сентября и оно подготовлено юристами ПК «Адилет» и оно будет касаться отмены положения Конституционного закона «О выборах депутатов ЖК и Президента КР» об обязательной сдаче биометрических данных. Вот правовой механизм, по которому несогласные с новыми правилами на выборах, будут отстаивать свои права.
Мы предполагали, по какому кошмарному сценарию нас ведут на выборы. Мы об этом кричали, но нас было мало и мы не смогли переломить ситуацию. А теперь обсуждать законодательство задним числом не по моим правилам. Потому что я законопослушный гражданин. И иду на выборы. Мы не можем игнорировать закон. Если сказано, что голосовать должны только те граждане, кто сдал биометрику, значит, так и должно быть. Раньше надо было возмущаться.
Вопрос № 4. Это касательно наших пенсионеров, у которых синие паспорта. И им сказали, что они пожизненные, а теперь им срочно за месяц до дня выборов сказали, что так не пойдет, меняйте паспорта на ID. Никто толком из официальных лиц не может дать пояснение по этому поводу. Допущены ли будут эти люди? Какое количество наших граждан с синими паспортами не будет допущено к выборам?
Вопрос №5. Вызывает обеспокоенность насчет этих операторов ГРС, число которых составляет 2 тысячи 200 человек. Если гражданин 5 раз не прошел идентификацию, то одни говорят, что он может голосовать по ID, другие говорят, что операторы будут с ключом выдавать бюллетень, даже если избиратель себя не нашел в системе. Насколько это будет проходить добросовестно? Может быть и такое, что группу неизвестных людей привезут и оператор ключом вытащит им чеки, по которым они получат бюллетени и проголосуют, или это сделает сам оператор. Будет та же самая карусель и легализация вбросов. И мне никто на эти вопросы не отвечает.
Теперь суммируем. Почему это важно? У меня складывается четкое ощущение, что власть заинтересована в не допуске к выборам новых лиц. У них есть определенное количество тех, кто прошел биометрию. Им этого достаточно. И в результате может получиться так, что на выборах не сможет участвовать от 30 до 40% наших граждан, обладающих правом голосовать. И тогда легитимность результатов выборов будет подвергнута сомнению.
Такого бардака не было еще ни на одних выборах. Всегда была памятка наблюдателя, все процедуры были расписаны, а сейчас мы верим кому-то на слово.
У меня такое ощущение, что нас усиленно тащат к срыву выборов или чтобы это опять закончилось какой-либо встряской.
Эмиль Алиев: Вокруг Бишкека есть дачи и новостройки, где многие не прописаны. И вот я на примере с. Байтик видел сам, как одна партия прошла по всем дачам, выяснила, кто там живет, и всех взяла на учет, — получилось больше полтора тысяч человек. Эта партия каждому раздавала по 1 тыс. сомов и сказала, идите, пройдите биометрику и зарегистрируйтесь. Так, автоматически они получили их голоса.
Насчет тайны голосования. Если урна считывает и делает электронный протокол, который выдается после закрытия участков, то, естественно, известно за кого я голосовал. Контроль? Контроль!
Насчет биометрики. Даже если ее сдали, то не все смогут себя идентифицировать по разным причинам – кто-то повредил большой палец, кто-то работал на сельхозработах и у него пальцы посечены. Так получается? А в ЦИК говорят, не беспокойтесь, будет ручная регистрация. Можно будет по пин-коду ID карты проголосовать. Будут сравнивать и устанавливать данные в ручную. Это та же самая карусель!
Марат Баязов: Если во всем мире выборы ставят точку в конфликтах, то у нас выборы вызывают почву для большего недоверия. Не разрешать конфликты, а их генерировать.
И мой совет тем, кто хочет выйти на политическую сцену с лозунгом «За честные выборы!» Переизберите состав ЦИК. Для обеспечения прозрачных выборов это будет очень хороший старт. Потому что мы обречены выбирать, и это важно.
На круглый стол были приглашены ЦИК и ГРС. Они не пришли, потому что «отдувались» на Комитете по государственному устройству Жогорку Кенеша. Где ГРС получил неудовлетворительную оценку за подготовку к выборам.
Были представители БДИПЧ ОБСЕ. Правозащитники выразили недовольство заявлением Генсека ОБСЕ о том, что «биометрика – единственный гарант честных и прозрачных выборов в Кыргызстане». Чолпон Джакупова сказала, что таким образом ОБСЕ еще до начала выборов согласилась с любым их исходом.
Записал Адиль Турдукулов.