Последние 5 лет не народ избирает депутата, а лидер партии. Отсюда и безответственность парламента. Они формируют правительство, а потом ни за что не отвечают. Вот почему 15 августа Ордо Кенеш и выступил с обращением к народу голосовать против пяти партий, которые ничего не смогли изменить.
— Эрнест, вы независимый эксперт по энергетике. И тут я вижу вас среди аксакалов на Курултае. Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.
— Мы сформировали секретариат и политсовет Курултая в январе месяце. Объявили об этом в пяти газетах тиражом 95 тысяч экземпляров. И распространили Концепцию очищения и обновления вместе с проектом новой народной Конституции.
Первый народный Курултай собрал 478 участников. Из аксакалов у нас Дастан Сарыгулов. Есть гражданские активисты — Зульфия Марат. И очень много сподвижников в регионах. На прошлой неделе 15 августа мы провели Ордо Кенеш из 85 человек, которые приехали из различных регионов республики. Обсудили Концепцию очищения и обновления, проект новой Конституции и третье — Баба Мазар. Это касается идеологии, которой у нас до сих пор нет, и связано напрямую с нашей историей. Мы должны вспомнить своих баатыров, которые в разных регионах защищали свою нацию. Для этого мы попросили на Южных воротах землю у президента на создание комплекса Баба Мазар. Мы говорим, что с периода советской эпохи у нас все поменялось. Я считал себя манкуртом, но появилась идея народного Курултая и все изменилось.
Сегодня в мире все подчинено политике транснациональных корпораций: они скупают месторождения, приватизируют природные ресурсы, поделили общество по партиям.
Экономическая программа нынешней власти в Кыргызстане ведет к экологической катастрофе. Ледники на Кумторе решением премьер-министра уже режут. Таш-Кумыр, Майли-Суу, Каджисай — города-призраки. Там уже все разработали, что могли, и забыли. Тоже может произойти со всей страной.
Мы предлагаем другую программу — это орошение земель, развитие сельского хозяйства, чтобы быть конкурентоспособными хотя бы на рынке ЕАЗС. Мы хотим производить продукты питания премиум класса, участвуя на аукционах.
— Давайте вернемся к тому, как это сделать. Все говорят о потенциале страны, но продолжаем оставаться отсталой, не наращивая то, что есть. Не поощряя этот бизнес кредитами, сокращением барьеров для развития.
— Потому что не меняется система. Чиновник приходит на короткое время и не может мыслить долгосрочно. Кредитование под 20 с лишним процентов не придает ответственности за конечный результат. Малый и средний бизнес может развиваться, но это небольшой рынок. Надо объединяться, укрупняться, заказчиком должно быть государство и государство должно создавать крупные производства. Инфраструктура полностью должна быть под госуправлением. Как можно отдать стратегические ресурсы в частные руки? Представьте, что пять ГЭС на Нарыне будут отданы в частные руки. Зимой эти частники будут продавать электроэнергию, тогда на лето на ирригационные нужды воды не останется. И это уже конфликт, война. Не только у нас, но и в регионе.
— Что надо менять в системе, в госуправлении?
— Чтобы поменять систему, надо создать условия — изменить Конституцию, правила жизни, по которым мы будем жить. В нашем проекте — президентское правление. Президент будет избираться народом, но должен будет пройти через сито Курултая. Президент отвечает за внутреннюю и внешнюю политику. 45 депутатов избираются народом и не занимаются политикой, они разрабатывают законы. У них нет зависимости от президента, он не может их распустить. А президент не зависит от парламентариев, они не могут объявить президенту импичмент. Закон должен быть однозначным, не так что прокурор по одному и тому же закону видит в человеке преступника, а судья его отпускает за отсутствием состава преступления. Ревизия должна коснуться всех законов, а от каких-то надо вообще отказаться и переписать.
Ежегодно Курултай должен собираться, чтобы взять отчет у президента, Генпрокурора, председателя Верховного суда, Счетной палаты и Спикера. Если Курултай выразил неудовлетворение работе президента, он может обратиться к народу через референдум. Если и народ не поддержит, то все расходы на референдум этот человек будет возмещать из своего кармана. Четыре месяца проект обсуждался. Все поддержали.
— А почему вы не пошли с этими идеями на выборы?
— Мы считаем, что партийная система делит народ и разрушает общество. Последние 5 лет не народ избирает депутата, а лидер партии. Отсюда и безответственность парламента. Они формируют правительство, а потом ни за что не отвечают. Вот почему 15 августа Ордо Кенеш и выступил с обращением к народу голосовать против пяти партий, которые ничего не смогли изменить. Они занимались только тем, что вытаскивали из тюрьмы преступников, потратили 150 млн сомов из бюджета на всякие комиссии по Кумтору, продавали воду из Токтогулки. В январе 2011 года она была полная. В ноябре 2014 года воды уже не было, слита, и мы подали иск в генпрокуратуру на тех премьер-министров, министров, которые опустошили этот стратегический объект всей Центральной Азии. Уже семь месяцев мы ожидаем ответа, но никакой реакции. Теперь думаем подать на Генпрокуратуру за бездействие.
Вы знаете, мы проиграли суд по энерготарифам, но без всяких оснований и объяснений. Я вышел с суда и подумал, может Робин Гудом себя объявить? Тарифы подняли на 300 процентов, воровство процветает. Создали агентство в правительстве по ТЭК для того, чтобы оно считало убытки и вешало их на тарифы. Таким образом, государство участвует в этой коррупционной схеме, когда потери и расходы разносят на тарифы.
Или когда по 2,8 цента продавали Казахстану, а за 9 центов покупали у них обратно. Посредникам продавали по 2,8 цента, когда оптовые цены составляли 4,5 цента. Разница в 2,7 цента почти за 6,6 кв.часов — это практически около 140 млн долларов. В чьих карманах осели? Вот так увлеклись. Но ни одного энергетика не посадили. Что опять Акаев с Бакиевым украли? А потом говорят, что народ не доволен властью.
О судебной системе я уже говорил, сам на себе убедился. То есть антинародных действий этих пяти фракций предостаточно. Почему мы должны за них голосовать? Их надо всех судить, тех кто не голосовал по новым энерготарифам, а отдал все на откуп правительству.
— Вы рассказывали, что через партию «Ар-Намыс» пытались изменить положение в энергетике.
— Да. Пытались. Я был тогда заместителем политсовета у Кулова. Решили использовать право законодательной инициативы и через парламент провести два законопроекта об эффективном государственном управлении в энергетической отрасли. Но, к сожалению, Кулову не помог даже административный ресурс председателя коалиционного большинства. Он не смог их внести даже в повестку дня парламента. А потом развел руками, видишь там все выступают против. Вот вам и партийная система. Они там все зависимы друг от друга. Они за 5 лет уронили роль государства до такого уровня, что дальше не куда. Посмотрите на внешний долг. Почему они не создают совместные предприятия под иностранные инвестиции? Могли бы с соседями энергетические мощности увеличивать, чтобы сохранять воду в Токтогулке для общих целей.
Помните, ведь «Кыргызгазу» Узбекистан газ никогда не отключал. Как только «Газпрому» продали за 1 доллар, через один день отключили газ.
— Логично. Они же не с «Газпромом» договор заключали, а с Кыргызстаном.
— Да, поэтому «Газпрому» продавать не будем, сказали они. Дальше больше: с Россией собираемся Камбарату построить, и этим давить на Ташкент, но весь смысл в том, что Камбарата-1 экономически не выгодна. Ее хотят построить на кредитные ресурсы, а у них условия одинаковы во всем мире — сроки возврата. Если взять стандартные условия, то чтобы построить Камбарату-1, то нужно около 5 млрд долларов, а чтобы возвратить эти заемные средства через 15-20 лет, то надо продавать киловатт по 10 центов. Это 6-7 сомов. Таких оптовых цен нет во всем мире на рынке. Поэтому Камбарата-1 неинтересна. Это просто к приезду Путина в 2012 году сдули пыль со старых проектов и предложили России. А им было все равно, что обещать. Им надо было, чтобы мы авиабазу Ганси убрали, вступили в ЕАЗС, в общем, геополитика. Появился проект и Верхненарынского каскада ГЭС. Его вообще завысили на 200-300 млн. долларов. Теперь ИнтерРАО не знают, как сказать нам, что денег не будет. Не выгодно. А эти революционеры трубили, что «новый мир» построят. Пять лет прошло — они упустили время. А могли бы на дешевой собственной электроэнергии новые производства открыть.
— Так как же все-таки добиться изменений?
— Решения Курултая имеют рекомендательный характер, но мы если соберем 300 тысяч голосов, то можем требовать проведения референдума по Конституции. Мы должны менять систему, должны перераспределить ответственность в государстве. То, что сейчас происходит, полный бардак.
В любом нормальном государстве у общества есть два рычага — прозрачные выборы и свободная пресса. У нас гарантий о том, что выборы пройдут честно нет. А на прессу все время оказывается давление. А сделать 100 тысяч людей инакомыслящими у них уже не получится. Власть будет бессильна, поэтому надо объединяться вокруг идеи.
— А вы не боитесь, что это смахивает на новую революцию?
— Ничего подобного. Мы предлагаем мирные пути — Курултай (всенародное собрание), референдум. Люди на две революции пошли просто за несколькими людьми, такой переворот может произойти и без нас. Возьмите эти выборы. На 120 мест претендует 11 партий, у которых по 200 человек в списках. Простая арифметика — не пройдут около 2 тысяч. Будут возмущаться. Мы не говорим еще о нарушениях. Биометрике. Поэтому мы предлагаем объединиться вокруг идеи очищения и обновления. Иначе мы можем потерять государство.
Беседовала Замира СЫДЫКОВА.