Говорить про партии обществу — это пропаганда, а если общество будет говорить о партиях, то это уже общественное мнение

0
889

Глядя на неожиданные альянсы и объединение политиков разных политических взглядов, региональных групп накануне регистрации для участия в предстоящих парламентских выборах, мы, журналисты и эксперты, тоже абсолютно разные, подумали и решили собраться за чашечкой кофе. Поговорить о текущем политическом моменте, обменяться мнениями о том, что ожидать от этих выборов.
Субботний день, Иссык-Куль помешал собрать на прошлой неделе более широкий круг участников, но, впрочем, и те, кто откликнулся и пришел, запустил наш проект круглого стола. Это Замира Сыдыкова, Шаирбек Маматокторов, Азамат Тынаев, Адиль Турдукулов, Марат Баязов, Григорий Михайлов, Нарын Айып, Ярослав Тартыков. Уверены, что в следующий раз нас будет больше.
Сначала была разминка, поскольку все знакомы, и торопились обменяться мнениями и впечатлениями о последних событиях в политическом пространстве, как это делается сейчас на любых посиделках.
Мы начали вести запись, что сразу заставило оговорить формат и условия обмена мнениями: будем ли мы персонифицировать высказывания или просто обобщать их по темам. Но никто не стал на этом сильно заморачиваться. Хотя, конечно, целью круглого стола является обычно выработка общих подходов по тем или иным темам и выводы.
Говорить про партии обществу — это пропаганда, а если общество будет говорить о партиях, то это уже общественное мнение. Это то, чего мы хотим добиться своим круглым столом.

КТО ИДЕТ НА ВЫБОРЫ

Поскольку все живо стали обсуждать тему — кто идет в парламент, мы решили ее развить. Все отметили, что произошло очень много неожиданностей. Из 5 партий, которые уже были в парламенте — СДПК, «Ата-Мекен», «Республика», «Ар-Намыс», «Ата-Журт», на эти выборы две из них идут как одна «Республика-Ата-Журт», сокращенно ее уже называют РАЖ. И такие, как «Бир Бол», «Бутун Кыргызстан-Эмгек», «Онугуу-Прогресс», «Кыргызстан». Неожиданно появились партии «Азаттык», «Эгемен».
Мнения не персонифицированные.
Но главное, что они есть и они разные. Выделены по отдельности. Вы можете с ними соглашаться или нет, спорить.
• Салымбеков взял к себе «Бутун-Кыргызстан», в которой остался один Мадумаров, только как «говорящую голову». Придаст ли это ему голосов с юга? «Онугуу-Прогресс» и «Кыргызстан» возглавляют бывшие «республиканцы». Где-то было высказано соображение, что Бабанов их создал для того, чтобы оттяпать голоса у «Ата-Мекена».
• Не оппозиция «Азаттык», потому что там в первых рядах члены Временного правительства — Азимбек Бекназаров, Исмаил Исаков и др.
• Интересно, кто из них — партия баронов, кто партия олигархов? А вот СДПК, «Ата-Мекен» и «Ар-Намыс» однозначно объединяет их провластность, как бы они не смешивали колоду выдвиженцев.
• Бабанов защищает биометрику — значит ли это, что РАЖ получил обещание на какое-то количество мандатов? Ташиева почему оправдали? Был договор? Значит РАЖ не оппозиция. «Ата-Мекен» сколько бы не собрала под свое знамя мырзакматовых и жаны муунов, никак не будет считаться оппозицией. Вот маленький такой штрих — они не покинули коалицию, когда их премьера Оторбаева ушли в отставку. И спокойно проголосовали за Сариева.
• А кто будет оппозицией в будущем парламенте? Какая может быть конструктивная конфигурация, если там ее не будет? А как встречаться с избирателями? Оппозицией в Кыргызстане быть выгодно. Особенно во время выборов. Если те, кто уже был в Жогорку Кенеше, будут говорить, что выполнять обещания было тяжело в силу разных причин, -внешних факторов, мирового финансового кризиса, и что «мы еще пригодимся», то на примере «Бир Бола», который включил в свой список Чолпон Джакупову, приходит вместо «Кетсин!» новый лозунг «Кельсин!» Такой новый шаг в кыргызской политической культуре.
Все эти суждения можно обобщить так: Списки партий, уже восседавших в Жогорку Кенеше последние пять лет, менялись и дополнялись на этот раз, порой неожиданными включениями, чтобы в новом качестве не нести полноты ответственности за провал своей работы в прежнем созыве. И иметь возможность обещать что-то новое.
• Парламент — это площадка сделок. Мы могли это наблюдать все пять лет. Возьмем хотя бы самое последнее — попытку провести референдум по изменению Конституции. На сделку пошли все — даже Текебаев — «отец» нынешней Конституции. Им даже всенародное волеизъявление в 2010 году, что менять ее нельзя до 2020 года, не помешало.
• Сама парламентская система оказалась авантюрой, неприемлемой для такой компактной страны, как Кыргызстан. Давайте представим, что 5 партий, которые уже были в парламенте, улетят на Луну и придут новые. Что изменится? Система остается. Все решения принимаются в Белом доме. Даже списки партий бегали согласовывать к президенту.

МИФЫ

Вокруг выборов очень много мифов. Они разрабатываются и распространяются политтехнологами с очень конкретной целью. Задурить неискушенного избирателя и нарисовать необходимый результат выборов. А давайте попробуем их развенчивать и каждый раз на наше очередное заседание круглого стола приносить по мифу.

КРИМИНАЛ

• В условиях партийных выборов понятие «народ» окончательно размывается. Иначе как электоратом нас не назовешь. А если накануне выборов задать партиям только один вопрос — будут ли существовать школы Себат? Прозвучало мнение, что это может изменить конфигурацию в парламенте. Потому что против решения закрыть школы Себат стоят сотни тысяч избирателей. Или закрытие «Вечерки». Здесь выходят на поверхность фундаментальные вещи — права граждан на свободу выбора, свободу слова.
• Мы неоправданно много внимания уделяем партиям и совсем забываем об избирателях. А ведь они самые главные во всем этом процессе. Избиратель оставлен один на один с теми партиями, которые ему предложены. СМИ в этом играют информационную роль, должны представлять всем кандидатам равные права для освещения, но не дают возможности до конца разобраться в том, что эти партии из себя представляют и чего от них ожидать.
• И тогда на подмогу избирателям придут «смотрящие», которые обеспечат явку и голоса тем партиям, с кем сотрудничают. Все уже пометили галочками фамилии ОПГ-шников в списках партий. Они и будут обеспечивать выборы. Они есть в СДПК, так занимающий 57-е место в списке социал-демократов Дильмурат Акпаралиев ранее был известен под фамилией Дооронов. В 2011 году он задерживался по подозрению в участии в ОПГ.
Для справки: Омурбек Бакиров занимает 55-е место в списке кандидатов в депутаты от СДПК. Недавно появилась информация о том, что Омурбек Бакиров состоит на учете МВД, как член организованной преступной группировки. В 2004 году в отношении Бакирова и криминального авторитета Алманбета Анапияева было возбуждено уголовное дело по статьям «Похищение человека», «Разбой», «Незаконное лишение свободы» и «Вымогательство».
Имя действующего депутата от фракции «Ар-Намыс», теперь занимающего 29-ю строчку в списке кандидатов СДПК, Бакыта Джетигенова тоже фигурирует в криминальных сводках.
Отдельные информагентства, со ссылкой на МВД, пишут, что Тазабек Икрамов (ранее был известен под фамилией Стамкулов), числится в партии «Онугуу-Прогресс». По данным СМИ, он является членом ОПГ и состоит на учете в милиции. На прошлой неделе в СМИ появилась информация о том, что группа членов партии «Онугуу-Прогресс» во главе с Тазабеком Икрамовым избила представителя «Бир Бола».
• Как еще проще сказать, что нынешняя кыргызская власть — это прототип криминальной власти? Власть настолько криминализировалась, что они уже в парламенте. Лидеры партий так рассуждают: мне криминальный авторитет принесет больше голосов, чем заслуженная учительница.
А как тогда Кремль сотрудничает с этим криминалом? И вообще, какова роль российского влияния на предстоящих выборах? — вопросы участников круглого стола. Ответ не заставил себя ждать.
• А Атамбаев и окружен криминалом. Об этом пишут все СМИ. Данияр Нарымбаев не был криминалом, поэтому он и сидит, а «другие» не сидят. Они более эффективны, потому что они заточены на результат. У них свои порядки, представляющие реальную альтернативу госуправлению.
• Правила не меняются. Дошли до того, что клятву дают, клянутся матерью, детьми, что сдадут свои мандаты, если не смогут набрать необходимое количество голосов избирателей. Ноу-хау партии «Республика — Ата-Журт». Омурбек Бабанов считает, что это усилит политическую ответственность партийцев. Похоже, что нас ждут криминальные разборки.

ВНЕШНИЙ ФАКТОР

У нас обозначилась еще одна тема: внешнее влияние. Сказать, что здесь Атамбаев рулит, наверное, сделать ему большой комплимент. И даже не политтехнологии применяются, а просто дают задание, чтобы была такая конфигурация. Или, если хотите, давайте поговорим об исламистах. А вот кого точно не видно на этих выборах, так это Госдепа.
• Свою несостоятельность геополитического влияния, как раз доказала Россия, которая много лет выдумывала страшилки и решила применять мягкую силу, но села, в конце концов, в лужу с Россотрудничеством. При этом самое главное не в том, что кошелек оскудел, а просто они сами увидели, что одни шарлатаны, аферюги, бесталанные люди, которые даже деньги спонсированные не знают, как нормально использовать, — сменяют других. В самой России то же самое. Все эти разговоры о влиянии, об указующей роли Кремля — это просто момент для внутреннего использования россиянами. Для того, чтобы в самой Росси показывать, что у нее много инструментов, рычагов влияния и картина этих fail statoв рисуется, чтобы показать что Россия не должна все это бросать, должна контролировать. И контролирует.
• К примеру, миф об «Ар-Намысе», как пророссийской партии очень сильно преувеличен. Да, были контакты, которые просто представляли фотосессию, что у нас на дальних рубежах Российской империи есть лояльные люди, которые обеспечивают преемственность связей, историческую память, контексты социкультуры. Но дальше за этим ничего нет. Почему Кулов после победы на выборах ничего и не отстаивал кроме как, упомянул разок о возможном создании конфедерации в составе России.
• Они знают, что никакого влияния нет, но ситуация настолько плоха, что, к примеру, Равшан Жеенбеков и Омурбек Абдрахманов делают фотографии на фоне Вашингтона, и заливают их на Фэйсбук, чтобы придавать себе веса.
Такая ярмарка тщеславия. А повестки то общенациональной нет ни у одной партии. Боятся ее формировать или озвучивать — тогда надо будет брать на себя ответственность.
• Попробуйте посмотреть взглядом московского чиновника или политолога, кого здесь можно назвать адекватными, исполнительными, предсказуемыми и дееспособными персонажами, на кого можно было бы поставить? Сейчас Кремль начал рассовывать яйца по разным корзинам. Это, как здесь есть колбасник, хозяин-производитель, так он на каждые выборы оббегает все партии и на всякий случай раздает им по 15 тысяч долларов. Для него это копейки, зато кто-то из них пройдет и будет в друзьях.
• Итак, мы, кажется, структурировали, наше первое заседание круглого стола: существующие мифы и как от них избавляться. Люди любят создавать мифы, потому что жить в реальном мире сложнее. Гораздо легче сослаться на какие-то внешние факторы и развести руками по итогам выборов, сказав, что сам Кремль выступил против нас или все черные устроили.

ВЫБОРЫ НЕ СОСТОЯТСЯ

• Давайте на каждую встречу приносить по мифу и обсуждать его. Начать серьезно говорить о том, что от нас зависит. Биометрия от нас зависит? Зависит. Это бомба, подложенная под эти выборы. Есть итоги тестов по Ошу, проведенные 31 июля, так там на одном участке в средней школе Алмалык — 74, 1 % не было идентифицировано по базе данных. Средний показатель составил — 21 %.
• Можно прогнозировать, что будет в результате таких выборов? Предположим, пройдут 5 провластных, кто договорился с Атамбаевым. А остальные? Они начнут собирать заявления избирателей, которые себя не идентифицировали, а остальные скажут, что их конституционные права были нарушены тем, что их не допустили до выборов без биометрии. И посчитайте, какой протестный электорат образуется.
Вот и поговорили.

Записывала Замира СЫДЫКОВА.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.