По поводу банкротства и ликвидации “Акылинвестбанка” в свое время не было никаких пикетов и каких-либо требований вкладчиков, потому что банк был прибыльным и успешным. По поводу ликвидации банка было всего несколько заметок в оппозиционных СМИ, так как руководители банка, однокурсники Кубанычбека Жумалиева, не допускали утечки информации. В то время все знали, что “Акылинвестбанк” принадлежал семье Акаевых. И в конце 90-х годов, один из лаборантов Акаева, будучи руководителем аппарата президента заставил банк выдать кредит в сумме 38 миллионов сомов заводу, что находится в пгт. Орловка. Все это делалось, естественно, от имени Аскара Акаева. В залог Орловский завод поставил тогда какое-то, не существующее сырье для Кара-Балтинского горнорудного комбината, который мог из этого сырья сделать сплав для нужд космоса (!). Да, это было чистое мошенничество.
Все это дело “провернул” Кубанычбек Жумалиев (единственный в мире лаборант, имеющий ученое звание академик). Это он сделал всё, чтобы банк, который начал свою деятельность с активами в сумме 5 млн. сомов вырос до 75 миллионов сомов, вдруг “обанкротился”. Кстати, здание, техника и в том числе 5 дорогостоящих автомашин, не были вписаны в уставной фонд. И все это Чыныбай Турсунбеков приобрел за стоимость трехкомнатной квартиры в микрорайонах столицы. Впрочем, возможно, жена афериста и не знает за какую смехотворную цену купил ей муж банк в подарок.
Кстати, сейчас можно поднять этот вопрос и заставить Чыныбая вернуть государству 38 миллионов сомов по курсу того времени. А если еще и с законными процентными ставками Нацбанка КР, то глядишь, в бюджете страны появятся несколько десятков миллионов долларов. Дело в том, что 38 миллионов Турсунбеков не погашал, его “списали” за счет какого-то кредита, кажется, после 7 апреля 2010 года. А почему это мошенничество сразу после вооруженного переворота не свалили на Бакиевых, для меня, лично, является тайной…
Ырысбек Омурзаков.