Политолог Табылды Акеров считает, что премьер-министр должен был согласовать разрыв соглашения с США с главой государства. Так как по закону, определение внешней политики в Кыргызстане является прерогативой президента.
Напомню, что этот Закон “О взаимодействии государственных органов в сфере внешней политики Кыргызской Республики” подписан был президентом Атамбаевым 4 июля 2012 года.
Так в ст. 4 Закона конкретно указаны полномочия президента КР по определению внешней политики. Хотя в самой Конституции КР в статье 64 президент не вмешивается по широкому кругу вопросов в сферу внешней политики и ничего про его координацию внешней политики там не говорится.
Таким образом, произошло расхождение, по поводу чего я даже обращался в Конституционную палату, но они отказали в приеме заявления, так как ничего про координацию внешней политики в Конституции не написано. Фактически, подтвердив мое обоснование.
Но эксперт Акеров зря думает, что Сариев этот документ не согласовывал с Атамбаевым. Напротив, это была политика президента, в комплексе отработанная в виде заявления МИДа, парламента и теперь вот правительства.
Атамбаеву, в свою очередь, инструкции, как действовать, поступают из другого государства…
Напомним, что правительство Кыргызстана 17 июля заявило, что в связи с присуждением отбывающему пожизненное заключение журналисту и правозащитнику Азимжану Аскарову премии Госдепартамента США, оно намерено в одностороннем порядке денонсировать рамочное Соглашение между правительствами США и Кыргызстана о сотрудничестве по облегчению оказания содействия от 1993 года.
В свою очередь правительство США сообщило, что «разочаровано заявлением Кыргызстана».
В частности, Посольство США в Бишкеке отметило, что заключенное в 1993 году соглашение – основа более чем 20-летнего сотрудничества. Его денонсация приведет к прекращению многих программ помощи кыргызскому народу. В заявлении говорится, что денонсация негативно отразится на программах против экстремизма, по поддержке и развитию экономики, образования и демократии.
Что касается решения Госдепартамента о присуждении Азимжану Аскарову награды, то это следует из того, что Азимжан Аскаров являлся правозащитником, он создал организацию и проводил исследования деятельности кыргызстанской милиции и обнаружил незаконные действия. В результате этого были предъявлены обвинения некоторым чиновникам. Аскаров во время межэтнического конфликта 2010 года задокументировал убийства и разрушения. После этого он был задержан. В суде и апелляционных инстанциях было принято решение осудить его на пожизненный срок лишения свободы. Известно и то, что оно было спущено с 7-го этажа Белого дома. Во время следствия и принятия решения судом были допущены процессуальные нарушения и зафиксированы пытки. Несмотря на то, что Аскаров находится в заключении, он все это время призывает правительство обеспечить межнациональное согласие и создать вместе с другими этносами открытое общество, — говорится в заявлении Посольства.
17 июля МИД КР вручил ноту протеста временному поверенному в делах США в Киргизии Ричарду Майлзу. В заявлении киргизских властей было отмечено, что решение о присуждении Аскарову премии Госдепа «не соответствует уровню дружественных отношений между Кыргызстаном и США, может нанести ущерб усилиям правительства по укреплению межэтнического согласия и единства народа в Кыргызской Республике, создает угрозу гражданскому миру и стабильности общества».
Тогда, когда в 2011 году подобную же награду Госдепартамента США вручали Розе Отунбаевой, никто не возмущался. А сколько еще было ран после кровопролитных событий на юге. Она возглавляла временное правительство, когда это случилось. Она является членом десятка крупных международных клубов и организаций. На какие гранты ведет деятельность своего фонда «Инициатива Розы Отунбаевой»? Это никого до сих пор не озаботило.
Адиль ТУРДУКУЛОВ.