Одумайтесь. Грядет катастрофа

0
659

Калия Молдогазиева, эксперт в области экологии, член госкомиссии по Кумтору в 2005 году, зам председателя межведкомиссии по Кумтору в 2011 году, член Гоcкомиссии по Кумтору в 2012 году.

Члены правительства в конце мая внесли в ЖК поправки в Водный кодекс КР, позволяющие проводить деятельность, влияющую на ускорение таяния ледников, с использованием угля, золы, масел или других веществ и материалов, а также деятельность, которая может повлиять на состояние ледников или качество вод, содержащихся в них, и деятельность, связанную с заготовкой льда на месторождениях полезных ископаемых, отнесенных к стратегическим объектам, «при подтверждении невозможности исключения воздействия на ледники». Эти изменения законодательства вызвали много споров и критики у экспертов, возмущение в обществе. С упорством, достойным лучшего применения, члены правительства убеждали депутатов, что внесение этих поправок необходимо.

Нанятые правительством КР эксперты приводят довод, что таяние ледников происходит в глобальном масштабе и ледники Кумтора все равно бы растаяли сами по себе. При этом никто из них не упоминает того факта, что вскрышные породы на Кумторе складировались на ледниках, смешивались с ними и талые воды уже содержали сульфаты, тяжелые металлы и другие токсические вещества, которые попадали в водные пути. Это доказано результатами Госкомиссии по Кумтору (2012-2013), выявленным увеличением концентрации токсических веществ в донных отложениях (Торгоев И.А.)

Экологическое законодательство, в частности, “Закон о воде” и “Единые правила безопасности” нарушались с самого начала строительства рудника Кумтор. Ледник № 33 по каталогу ледников СССР был разрушен полностью, ледник Давыдова, его большая часть, разрушена в ходе эксплуатации. Сейчас ситуация под контролем, но таких отвалов, смешанных в том числе с ледовыми массами будет к концу работы рудника (когда уйдет компания) 1,7 млрд.тонн. Все проблемы лягут на шею правительства КР и населения.
Второе. Законодательное внесение поправок в Водный кодекс даст возможность проводить горную добычу на других ледниках близ Кумтора — Сары-Тор, Борду 1 и Борду 2, граничащими с заповедником Сарычат-Ээрташ.

Третье. Все сейчас почему-то обсуждают только ледники, но никто опять же не упоминает, что в поправках указаны также разрешения проводить разработки в зоне формирования рек, а таких у нас намного больше, чем ледников, и это грозит загрязнением водных ресурсов страны в гораздо большем масштабе, включая трансграничный аспект. Заглядывая на десятилетия вперед, мы получим уменьшение водных ресурсов из-за глобального таяния и, вдобавок, эти исчезающие ресурсы будут необратимо загрязнены, и никаких национальных средств на устранение этого загрязнения не хватит.
Четвертое, члены правительства утверждали, что если не внести поправки, то это грозит катастрофой на Кумторе. Но ведь к нынешнему положению на руднике привели систематические нарушения экологического законодательства при работе рудника. И вместо того, чтобы потребовать от компании устранить эти нарушения, наши высшие должностные члены правительства и представители ключевых ведомств, предлагают узаконить эти нарушения путем внесения вышеуказанных поправок в национальное законодательство, то есть фактически распространять в дальнейшем этот негативный опыт на другие месторождения, в случае их признания стратегическими объектами. Также об исках к компании за ущерб на Кумторе придется забыть, так как компания будет ссылаться на это поправки и откажется выплачивать какие-либо компенсации в судах.

На мой взгляд, для устранения угрозы разрушения объектов рудника оставшейся части ледника Давыдова необходимо объявить чрезвычайную ситуацию на руднике и предложить научно-технические решения устранения этой угрозы. Уже после серии интервью независимых экспертов, представителей политических партий, обращений и протестов представителей гражданского общества, ЖК отказалось от дальнейшего голосования по этому закону, а правительство взяло на себя обязательство разработать научно-технические меры по разрешению нынешней ситуации на Кумторе.
В заключение хотелось бы отметить следующее. Правительством КР принята Национальная стратегия устойчивого развития страны до 2017 года. В основе устойчивого развития стоят 3 столпа: природный, человеческий и физический капитал. Ледники и водные ресурсы относятся к природному капиталу, который не может быть заменен на искусственный физический капитал. Без природного капитала устойчивое развитие и само существование Кыргызстана, как страны, становится невозможным. (И природные ресурсы, согласно Конституции КР, принадлежат государству, народу Кыргызстана, а не отдельным членам правительства). Даже в гимне Кыргызской Республики говорится о ледниках в горах Кыргызстана, которые нам были завещаны предками. (Ак мөңгүлүү аска зоолор, талаалар, Элибиздин жаны менен барабар.Сансыз кылым Ала-Тоосун мекендеп, Сактап келди биздин ата-бабалар).

Пора уже правительству КР не зацикливаться на горнодобывающей промышленности, а внедрять принципы «зеленой экономики», о которой также было заявлено правительством еще в 2012 году, в преддверии Всемирного Саммита по устойчивому развитию.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.