Как нажиться на чужом горе

0
733

25 июня 2010 г. после разрушительных событий на юге страны была создана Государственная дирекция по восстановлению и развитию городов Ош и Джалал-Абад, на должность Генерального директора, по совместительству — заместитель председателя Временного Правительства КР, был назначен Жанторо Сатыбалдиев.

В декабре 2011 г. в результате критики деятельности Госдирекции, Сатыбалдиева переводят в Бишкек на должность руководителя Аппарата президента КР. Через год, 6 сентября 2012 г. его назначают премьер-министром КР. Однако его «деятельность» на посту главы Госдирекции по восстановлению Оша и Джалал-Абада продолжает вызывать большие нарекания, с юга поступают все новые и новые факты финансовых и технических нарушений строительства жилья и восстановления инфраструктуры.

Жогорку Кенеш создает комиссию, которая в феврале 2014 года  признает работу Гендирекции неудовлетворительной. Надо напомнить, что это учреждение он ликвидирует сам, уже на должности премьер-министра.

Тем временем, депутатская комиссия, разбиравшая данный вопрос, выявила многочисленные финансовые нарушения. Так, например, депутаты утверждают, что из поступившей на восстановление инфраструктуры городов юга из всех источников — почти 11 с половиной млрд. сомов, отчеты расходов средств имеются только на сумму 4 млрд. 616 млн. сомов.

Из отчета депутатской комиссии по изучению результатов деятельности Госдирекции по восстановлению и развитию городов Ош и Джалал-Абад от 19 февраля 2014 года.
Анализ финансирования и использования средств по Государственной дирекции за период с 2010 года по 1 января 2013 года показал следующее:

— отсутствие учета, контроля, прозрачности и конкретной ответственности;

— из поступившей со всех источников суммы 11404,5 млн. сомов (бюджетные, гуманитарные и другие средства), имеются отчеты по расходам средств только на сумму 4616,1 млн. сомов (40,47%);

— средства, выделяемые УВКБ ООН, Международным Комитетом Красного Креста и ЮСАИД, и другие средства через республиканский бюджет и системы казначейства не проходили;

— были нарушены правила аккумулирования средств, установленные постановлением Правительства Кыргызской Республики от 4 августа 2010 года № 147, в результате чего основная часть средств осталась вне контроля и не проходила через счета Фонда (гранты, гуманитарная помощь и другие средства);

— неизвестна судьба строительных материалов на сумму 200 млн. сомов, предоставленных Правительством Российской Федерации, а также Республикой Казахстан на сумму 85061,0 тыс. сомов. Отсутствуют данные о том, на какие объекты, кому, сколько, когда и какие строительные материалы были выданы;

— отсутствует информация о работе представителей государственных международных и неправительственных организаций по контролю за целевым и эффективным использованием средств Фонда.

Таким образом, Государственной дирекцией были созданы благоприятные условия для коррупции.

Использование средств, финансированных Министерством финансов из республиканского бюджета в Фонд, характеризуется следующим:

а) нецелевое использование средств на сумму 279,9 млн. сомов;

б) сметой не были предусмотрены фактически произведенные расходы:

— на проектно-изыскательские работы — 119,4 млн. сомов. Затраты на разработку проектно-сметной документации, архитектурно-планировочное задание (АПЗ), согласование проекта, проведение экспертизы, получение разрешения на строительство и т.д. были предусмотрены в затратах подрядчика при определении себестоимости 1 кв.м. Общая стоимость таких работ только по г.Ош составила 280,9 млн. сомов. Вся указанная выше сумма оплачена дополнительно Государственной дирекцией за счет нецелевых расходов, что явилось двойной оплатой и нанесением ущерба государству;

— на прочие расходы — 6,6 млн. сомов;

— на софинансирование проекта АБР — 13, 4 млн. сомов;

в) завышение стоимости выполненных работ за 2010 г. по 15 объектам на сумму 32,7 млн. сомов, которая в ходе аудита была восстановлена;

г) завышение стоимости и объемов выполненных работ за 1 квартал 2011 г. по 9 объектам на 8,5 млн. сомов. Из них в ходе аудита восстановлено только 2,9 млн. сомов;

д) завышение стоимости выполненных работ за 2012 г. по 10 объектам на сумму 54,1 млн. сомов, которая в ходе аудита была восстановлена;

е) расхождение между затратами фактическими и предусмотренными сметой:

— на строительно-восстановительные работы — 139,5 млн. сомов;

— на выдачу долгосрочной льготной ссуды и возмездной помощи пострадавшим лицам — 9,7 млн. сомов;

— на выдачу безвозмездной помощи пострадавшим предпринимателям — 3,1 млн. сомов;

ж) разница в стоимости 1 кв.м жилья на разных объектах доходила до 300 долларов. Только по 17 объектам подрядчики получили сверх прибыль на сумму 565,4 млн. сомов. Например, на строительство 40-квартирного дома в мкр. “Анар” г.Ош площадью 3321,7 кв.м потрачено 47,937 млн. сомов (себестоимость 1 кв.м равна 14431 сом.), на второй 40-квартирный дом по ул.Касымбекова г.Ош площадью 2979,7 кв.м — 67,5 млн. сомов (себестоимость 1 кв.м равна 22653 сом.). Разница составляет 20 млн. сомов.

7. Структура Государственной дирекции изначально была утверждена в форме, не отвечающей целям и задачам этого органа. В результате международные финансовые институты не смогли своевременно финансировать строительство объектов; не были подготовлены АПЗ, проекты, не были аккумулированы денежные средства, что создало благоприятные условия для коррупции, завышения объемов работ, нарушений в смете и ошибок в проектах.

На содержание только Государственной дирекции было затрачено 81 млн. сомов. При этом, имеются факты неправильного расходования средств на содержание аппарата, завышения окладов, неправильного отчисления в Соцфонд, нарушения по выплате отпускных и премиальных.

Тендеры на подрядные работы производились без проектно-сметной документации (ПСД). Такие полномочия Государственной дирекции, как разработка ПСД, АПЗ, закупка земельных участков были переданы подрядчикам, что совершенно недопустимо. Таким образом, составление подрядного договора с подрядчиком основывалось на данных подрядчика. Приемка выполненных работ проводилась без утвержденных Госстроем Кыргызской Республики форм КС-2, КС-3, что позволило Государственной дирекции скрыть реальный объем выполненных работ, количество и качество закупаемых строительных материалов, а также завысить стоимость подрядных работ. Подобное составление соглашений с подрядчиками вызвало сомнения в результатах и законности составленных в дальнейшем дополнительных соглашений. Только по 20 объектам в сторону увеличения были составлены дополнительные соглашения на сумму 169,7 млн. сомов.

8. Были допущены махинации с закупкой земельных участков. Например, земельный участок площадью 8900 кв.м, оцененный ОсОО “Оценка Юг” (Калыков Б.) за 992000 сомов (10.11.2010 г.) за один месяц был перепродан и стал стоить 3250000 сомов. Государственной дирекцией он куплен согласно договору № 20 за 9736000 сомов, причем с размером площади, уменьшенной на 900 кв.м.

9. Выявлено очень низкое качество построенных объектов. Есть факты сдачи незавершенных объектов в эксплуатацию. Имеются дома, в которых не выполнена цементная стяжка полов, не утеплены водопроводные трубы, не заделаны швы в стыках панелей, двери и полы из ламината вздулись от сырости и низкого качества, осыпается штукатурка. Есть факты затопления квартир, в результате чего на стенах выступил солончак, отслаиваются краска и отделочные покрытия.

Тогда на заседании Жогорку Кенеша председатель Счетной палаты Э.Ибраимова подтвердила, что  «в деятельности Государственной дирекции по восстановлению городов Ош и Джалал-Абад выявлены миллионные нарушения».

Глава Счетной палаты отметила, что эти нарушения выявлены при проверке только 50 процентов от общего числа объектов, которые подверглись аудиту. «Хотела бы заострить внимание депутатов на том, что некоторые подрядчики отказались сотрудничать со Счетной палатой. Они отказались предоставить документы. Озвученные финансовые нарушения выявлены в подрядных организациях, предоставивших документы. А те, кто отказался, оказались белыми и пушистыми. Прошу дать поручение прокуратуре о принятии мер к тем, кто отказался сотрудничать со Счетной палатой», — добавила Эльмира Ибраимова, обращаясь к парламентариям.

«Должности, занимаемые Сатыбалдиевым после руководства Государственной дирекцией, — руководитель аппарата президента, премьер-министра, безусловно, оказывали влияние на ход расследования, — признали депутаты. —  Как следствие, работники Госдирекции создавали искусственные, преднамеренные преграды для полноценного анализа и детального изучения вопроса».

Нет Госдирекции и нет проблем, по-видимому. Однако парламентарии, ссылаясь на запросы с юга вновь поднимают этот вопрос и в мае этого года депутат Жогорку Кенеша от фракции «Республика» Кенжебек Бокоев на заседании парламента  выразил возмущение:

«Несмотря на то, что парламент принимал ряд постановлений и поручал правительству рассмотреть деятельность Госдирекции по восстановлению городов Ош и Жалал-Абад,  дело до сих пор не сдвинулось с мертвой точки».

«Правительство ссылается на то, что результаты экспертизы по данному делу еще не готовы. Что эта за экспертиза, результаты которой мы не можем дождаться годами?»,— задался вопросом депутат.

По мнению Бокоева,  такая ситуация наталкивает на мысль, что кабмин и надзорные органы не хотят бороться с политической коррупцией. Депутат от фракции “Ар-Намыс” Айнуру Алтыбаева заявила, что  “это как раз тот самый случай, когда коррупция процветает на государственном уровне”.

Давая разъяснение по этому вопросу, директор Государственного центра по судебной экспертизе Толкун Бекбулатова сообщила, что проведение экспертизы по объектам Государственной дирекции по восстановлению городов Оша и Джалал-Абада затянется минимум на год. По ее словам, в настоящее время в Кыргызстане наблюдается острый дефицит судебных экспертов. “У нас в ведомстве работают всего 12 человек, шесть из которых — это эксперты. По Госдирекции надо проверить 40 объектов. Самое ближайшее время, когда мы сможем полностью провести экспертизу по ним, это не раньше, чем через год. И это даже притом, что мы будем ускоренно работать”, — сказала Бекбулатова.
Депутат Алтынбек Сулайманов напомнил, что Жогорку Кенеш поручал Генпрокуроре провести расследование по деятельности Госдирекции по восстановлению юга. “В истории суверенного Кыргызстана трижды создавались госкомиссии, и все три раза их возглавлял Жанторо Сатыбалдиев. Первая — в 1997-1998 годы по строительству автодороги Бишкек — Ош при Минтрансе. Вторая — в 2003-2004 года при Минэнерго. Третья — в 2010 году. И все их возглавлял Сатыбалдиев. Здесь лежит огромная сумма расхищенных денег государства”, — сказал депутат.

На это, Генпрокурор Индира Жолдубаева сказала: «Генпрокуратуре было поручено дать правовую оценку действиям ответственных сотрудников Госдирекции по итогам проверок Счетной палаты. Результаты аудитов Счетной палаты и постановление Жогорку Кенеша поступили в марте текущего года. На их основе юридическая оценка будет дана до 4 июня 2015 года. В ходе расследования выявлено, что государству был причинен ущерб на сумму 45 млн  611 тысяч 691 сом. В настоящее время мы возобновляем дела”.

Хочется напомнить Генпрокурору, что 4 июня уже прошло. Счет пошел.

Адиль Турдукулов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.