Не надо быть наивными, визит Пан Ги Муна в Кыргызстан совпал с датой 5-й годовщины Ошских событий не случайно. «Я специально приехал, чтобы посетить Ош и на месте ознакомиться с ситуацией. В 2010 году ООН отправила гуманитарную помощь», — сказал он журналистам. Однако за этими словами последовало: «В стране есть все условия для обеспечения равенства всех граждан КР, достижения межнационального согласия. В любых конфликтах надо смотреть на коренные проблемы. Я считаю, что Кыргызстан должен завершить расследование июньских событий и наказать виновных, чтобы они больше не повторялись».
Генсек ООН призвал власти Кыргызстана завершить расследование событий июня 2010 года и наказать виновных, а Атамбаев так и не рассказал, где был и что делал в те трагические события.
В 2012 году президент Атамбаев заявлял, что «к годовщине июньских событий 2010 года будут обнародованы первые данные по расследованию этой трагедии». Тогда он сообщил, что им было поручено восстановить хронологию трагедии июньских событий. “И там уже сейчас выходит очень интересная хронология, новые факты. Я думаю, кое-что мы к годовщине июньской трагедии обнародуем. И там очень интересные вещи всплывают”.
Для общественности до сих пор интересным остается тот факт, что еще за два месяца до начала июньских событий Временное правительство подписало распоряжение за № 170 от 23 апреля 2010 года «О создании специальной комиссии ВП по обеспечению правопорядка и безопасности в южном регионе республики», в целях принятия экстренных мер по недопущению дестабилизации внутриполитической обстановки и сползания к гражданской войне. Комиссия состояла из Атамбаева А.Ш. — первого заместителя председателя ВП (председатель комиссии), Исакова И., и.о. министра обороны КР, Алымбекова Б., и.о. министра внутренних дел КР, Дуйшебаева К., председателя ГСНБ, Ибраева Б., и.о. генерального прокурора. Кроме того, в распоряжении давалось указание министру финансов «выделить дополнительные средства для осуществления масштабных операций правоохранительными и силовыми структурами с целью наведения порядка и спокойствия на юге страны».
Однако трагедию предотвратить не удалось. Спецкомиссия так и не отчиталась перед народом ни до, ни после июньских событий, а Атамбаев так и не побывал на юге в те дни.
30 сентября 2014 года в кыргызскоязычном информационном сайте появилась заметка редактора онлайн-издания «Maalymat.kg» Дайырбека Орунбекова под заголовком”Когда будет дана политическая оценка ошским событиям, на которые Отунбаева закрыла глаза и про которые забыл Атамбаев?” В своем материале автор обвинил членов временного правительства и непосредственно нынешнего президента Алмазбека Атамбаева в том, что они не только не помешали событиям на юге свершиться, но и напрямую их спровоцировали. В ответ Генпрокуратура обвинила самого журналиста в теперь уже уголовно наказуемом деянии.
Уголовное дело на Дайырбека Орунбекова заводили по статье “Заведомо ложное сообщение о совершении преступления”. Ни Генпрокуратуру, ни принявший заявление суд не остановил тот факт, что интернет-издание, где работает журналист, согласно отечественному законодательству, средством массовой информации не признается. Позже уголовное дело закрыли, но совсем по другой причине — бессмысленность статьи о ложном сообщении признала Конституционная палата республики.
Такое решение Конституционная палата приняла 14 января 2015-го. 22 января официально ушла в отставку генпрокурор Аида Салянова, инициировавшая разбирательство в отношении Орунбекова. 16 апреля судья, по ходатайству гособвинителя, прекратила уголовное дело. А уже на следующий день, 17 апреля, в отношении редактора Maalymat.kg последовал следующий иск. И вновь — от Генерального прокурора. Преемница Саляновой Индира Джолдубаева внесла в суд свое заявление с требованием защитить честь и достоинство Алмазбека Атамбаева, опороченные журналистом.
«Сама по себе подача иска в суд президентом – это уже давление, а когда от его имени в суд подает Генпрокурор, выступая его представителем, то это двойное давление на суд. О каком справедливом решении суда может идти речь, если от имени президента судится Генпрокурор?
Надо полагать, что в 2005 и 2010 годах, когда эта норма применялась бывшими президентами Акаевым и Бакиевым и их Генпрокурорами, мнение действующего президента было иным», — комментирует Общественный Фонд «Медиа Полиси».
Многие помнят, как в 1993 году легендарный Жогорку Кенеш, с подачи администрации президента Акаева рассматривал законопроект «О защите чести и достоинства президента». Но оппозиция в те времена была настолько сильной, как в парламенте, так и в обществе, что под нашим натиском законопроект не был принят. Хотя правде ради надо сказать, что Акаев позже подавал в суд на журналистов сам. Первой, кажется, была я. Поплатилась полутора годами условно, без права заниматься журналистской деятельностью на этот же срок. Но это другая история. Обязательно расскажу.
Замира СЫДЫКОВА