Жамин Акималиев: «Если не очистят кадры в энергетике, то произойдет восстание или социальный взрыв»

0
802

image002Только на днях стало известно о повышении цен на электроэнергию с августа. Услышавший об этом простой народ так и загудел. Например, в летние месяцы повышение цены на свет кажется не очень заметным, но в зимние холодные месяцы это обойдется большими деньгами и приведет народ к очень тяжелой жизни. Более того, живущие на пенсию и маленькую зарплату граждане схватятся за головы: «В бакиевские времена собирали кизяк, как теперь выберемся из зимы?» Как говорится, здоровому человеку нет дела до бога, есть ли дело нашим большим людям до народа?

Мы побеседовали с академиком Жамином Акималиевым именно по данному вопросу.

— Агай, стало известно о повышении цен на свет с августа. Хотелось бы узнать ваше мнение об этом?

— Говорили, что поднимут цены на свет с 1 июня, а вчера снова сказали, что президент говорит «подорожает с 1 августа». Говоря иначе, передвинули на 2 месяца. Получается очень неправильная политика. Говоря сравнительно, если мать нашего существования – земля, кровь – это вода, то свет — это отец. Вся жизнь народа стала связана со светом, с электроэнергией. Помню, во времена Акаева мы изначально проводили политику, что «у нас самая дешевая электроэнергия – переводите все на нее». Говоря точней, электроэнергия дешевая. Мы агитировали: «Уголь дорогой,  дров нет». Итак, всё перевели на свет, дали такое направление. Это было правильным направлением. Наш свет, наша электроэнергия самая дешевая энергия в мире. Потому что бог дал нам реку Нарын.

— Даже при наличии реки Нарын говорят о дефиците воды?

— Сколько больших ГЭС построено на реке Нарын. Токтогульская ГЭС, сейчас вот Россия говорит, что построит ГЭС Камбар-Ата-1, Верхненарынский каскад ГЭС, можно построить еще примерно 20 электростанций. Можно ведь перегородить посередине всю свободную воду. Это же бесплатный свет, дарованный богом. А сейчас резко начали приводить его к удорожанию. Это же уму непостижимая вещь. Это же не только вопрос экономики, но и политический вопрос. Суть политики — хорошая или плохая жизнь у народа.

Вот я сейчас стал думать о сегодняшних руководителях, как о людях недалекого ума. А ведь 5 лет назад Бакиевы ушли именно из-за этого. Они говорят: «Вот, мы совершили революцию, переворот». На самом деле основная причина в том, что Бакиев решил послушать окружение, повысил цену на свет в 2 раза, а тепло в 4-5 раз, вот почему народ восстал. Точнее, народ, у которого жизнь не идет, уже не останавливается ни перед чем, сметает власть, как вода реки Нарын. Говоря по правде, Бакиев ушел из-за последствий этого света. И нет человека, который бы извлек урок из этого. Хотя я сам специалист по сельскому хозяйству, но был депутатом, политиком и всегда говорю: свет не трогайте, это конфликтный вопрос.

— Правильно, причиной свержения власти Бакиева было повышение цены на электроэнергию в 2 раза. Но ведь эта же нынешняя власть была против повышения цен на свет?

— Сегодняшние пришедшие к власти тогда давали клятву перед народом: «Отныне мы не будем трогать свет, не будем повышать тарифы». Они же восстановили все по-прежнему, как было до подорожания. Пришел новый парламент, и сказал: «Мы берем на себя обязательство, отныне тарифную политику будет проводить не правительство, а Жогорку Кенеш». Мы думали, как хорошо, надеялись, что без решения Жогорку Кенеша тарифы не изменятся. Так они продержались 3 года. А потом вдруг все пошло наперекосяк, через 3 года  правительство начало говорить  «повысим». Жогорку Кенеш, которому мы верили, сбежал от ответственности, передал тарифную политику правительству. Да как же могут так депутаты? Доверенные наши депутаты, будто говоря, «если таков наш хозяин, спасайся, как можешь», решили не показывать себя плохими перед народом,  передали все правительству. И как можно называть их народными депутатами?

— Говорят, что в Токтогульском водохранилище мало воды.

— Все это пустые отговорки. Самое главное, мало ли воды, много ли воды в Токтогульском водохранилище, мы обеспечивались электроэнергией. Многоводие или маловодие связано с нами самими. Если не трогать ту воду, не отдавать другим, а правильно пользоваться, хранить ее, то этой воды свободно хватит нам. Объем воды в Токтогульском водохранилище — 20 млрд кубометров. Двадцать миллиардов кубометров это само по себе 40 Орто-Токоев (Орто-Токойских водохранилищ). Все было построено в советскую эпоху.  Вода уходит в Узбекистан, Казахстан. Но ведь можно переговорить об этом и упорядочить. Когда нам нужна вода, нужен свет – не выпускай воду!  В бакиевские времена ходили разговоры: «Незаметно продает воду». И как мы теперь это можем доказать? Оказывается, у воды нет языка, не может ничего сказать. Более того, только вчера к нам поступил сигнал, что имеющийся кое-какой запас воды в Торт-Кульском водохранилище в Баткенской области продают таджикам. Если бы не трогали и копили ту воду!  Например, когда Узбекистану нужна вода, ее надо продавать.

— В летние месяцы незаметен рост цены на свет. А зимой что будет с народом, получающим маленькие зарплаты?

— Нам говорят: «Свет предоставим по 84 тыйына, а свыше 700 киловатт подорожает до 2.16 сомов». Это же прямо глупость. Недавно подсчитали эксперты международного уровня, что себестоимость вырабатываемого Токтогульской ГЭС 1-го киловатта энергии составляет 14 тыйынов. Да еще эти 14 тыйынов  с учетом амортизации. Это означает оплату денег за устаревающее на разных ГЭС оборудование, моторы, двигатели. С учетом всего этого оказалось 14 тыйынов. Если ничего не добавлять к этому, то себестоимость 1-го киловатта получается всего лишь 10 тыйынов. Хоть бы бога побоялись! Они же чудовищно повышают.

— Следовательно, сейчас цена за свет больше в 5 раз?

— Да, цена сегодняшнего света в 5 раз больше своей себестоимости. Говоря другими словами, они получают прибыль в 5 раз больше. Или же получают доходы в 500%. И этим не довольствуются, говорят «еще повысим». Говорят, что от Токтогульской ГЭС доставить электроэнергию в разные регионы стоит 18 тыйынов. Кроме того, говоря «распределение», они считают цену 1 киловатта по 40 тыйынов. Себестоимость 1 киловатта 14 тыйынов, доставка 18 тыйынов, и распределяют за 40 тыйынов. Таким образом, они довели цену до 72 тыйынов. Они пьют кровь народа, но никакой пользы не приносят. Вся вина в отсутствии тарифной политики. Нет человека, который бы проанализировал и бил их по голове.

— Например, коррупция в энергетике, да?

— Если они свет ценой в 14 тыйынов доводят до 2 сомов, то это бесстыдство! Это же пик коррупции. Два раза пересчитали, и то из-за вмешательства президента сказали 2 сома. Можно ведь было нашим силовым органам проверить это. Оказалось, 30% электроэнергии по различным причинам теряется прямо по дороге. Я понимаю, если бы 10%, ну а где 20%?  И нет ни одного человека, который бы сказал «вы проедаете 20% энергии». В развитых странах потери 5-7%. Не больше 10%. А у нас 30%. Нет никого, кто сказал бы об этом. Сейчас энергетика — это место буйного процветания коррупции.

— Каким образом очистится эта энергетическая отрасль?

—  Если они не считаются с президентом, Жогорку Кенешем, то кто они такие? Почему ни у кого не доходят руки до них? Потому что есть опасность, что все они взаимосвязаны, переплетены. Надо прекратить коррупцию этих чиновников, управляющих энергетикой. Если собираемся очистить кадры, то надо начать с энергетики. У них только министры сменяются каждый год, а остальные от акаевских до бакиевских работают. Пока их не очистить, никаких результатов не выйдет. В противном случае произойдет восстание или социальный взрыв.

— Вы думаете, кто стоит во главе энергетики?

— Здесь есть 3 человека. Статный джигит статс-секретарь министра энергетики – Батыркул Баетов. Статс-секретарь это сама по себе беспристрастная (судейская) должность. Не подчиняется министру, министр не может снять его с должности. Этот джигит не говорит беспристрастно, а когда бы я не увидел его, твердит: «Надо повысить цены». Больше других слов от него я не слышал. Если правительство поставило его статс-секретарем, то почему бы ему не говорить беспристрастно?  Отчего бы ему не сказать, что от повышения цен народ взорвется? Второй – мой коллега по профессии, ученый джигит Карыпбек Алымкулов. И этот джигит твердит «нам нельзя не повышать цены».

Третий – глава Государственного департамента по топливно-энергетическому комплексу по имени Нурбек Элебаев – молодой джигит также не говорит ничего, кроме «надо повышать цены». Вместо того чтобы думать об устремлениях народа, говорит наоборот. Ни один человек не говорит: «этой цены достаточно». Вот нет человека, который привел бы их к порядку. Если повысятся цены на свет, то вместе с ними повысятся все цены на другое: продукты питания, промышленные товары, ГСМ. Повысится цена не только на один свет, а вместе с ним подорожает всё. Нет человека, думающего об этом. По-моему, и 70 тыйынов это много. Потому что себестоимость электроэнергии всего лишь 14 тыйынов. Где государственная политика?  Кто думает о народе?

Жамал КАНЫБЕКОВА,
опубликовано:  “Ачык Саясат”

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.