Все никак не исправимся…

0
8076

Акт
г. Бишкек. 29.10.2000 г.

Мы, нижеподписавшиеся, члены ЦИК с правом совещательного голоса У. Советов и председатель ПРИК Сахаров П.А., секретарь Осмонова Б.Ш., составили настоящий акт о том, что 29.10.2000 г. в 8-45 утра изъяли на избирательном участке №1145 Первомайского района г. Бишкек 701 (семьсот один) бюллетень, который был найден в стационарном ящике утром до начала голосования в присутствии наблюдателя от кандидата в Президенты Кыргызской Республики Текебаева О.Ч., Айдаралиева Жаныбека, наблюдателя от Атамбаева А. – Дюшембиева Алишена Боробаевича. Из них 700 (семьсот) бюллетеней были за кандидата в Президенты Кыргызской Республики А.Акаева и 1 (один) бюллетень за Акунова Т.

Член ЦИК – Советов У.
Председатель ПРИК – Сахаров П.А.
Секретарь ПРИК – Осмонова Б.Ш.
Наблюдатели: — Айдаралиев Ж.Ж., Дюйшембиев А.Б.
Председатель избирательного участка №1145 – Цой В.А.

Итак, президентские выборы завершились. Несомненно, они имели огромное значение для страны. Не только потому, что народ выбирал своего президента. А еще и потому, что мы получили результат наших многолетних стараний в построении демократии.

Чем отличились нынешние президентские выборы от предыдущих? Грязными предвыборными технологиями. Массовой демонстрацией южан, недовольных результатами голосования. Резкими заявлениями международных организаций, в пух и прах раскритиковавших избирательный процесс.

Центральная избирательная комиссия заявила, что выборы президента прошли в соответствии с обязательствами перед ОБСЕ, открыто, справедливо и без серьезных нарушений. «Значительный уровень прозрачности выборов говорит об исключении возможности фальсификаций», — сказал Сулайман Иманбаев, председатель ЦИК.

ОЦЕНКА ОБСЕ

Свою оценку президентских выборов дала и миссия ОБСЕ в Кыргызстане. Ее впечатления, однако, оказались не такими радужными. Глава миссии по наблюдению за выборами Марк Стивенс заявил, что избирательный процесс не соответствовал обязательствам ОБСЕ по демократическим выборам.

Наблюдатели ОБСЕ зафиксировали серьезные нарушения. В Бишкеке в избирательной урне был обнаружен 701 бюллетень до начала голосования. Все, кроме одного, были в пользу Акаева. Аналогичный случай произошел в Оше. ОБСЕ обеспокоено тем, что расследование этих случаев ведется ненадлежащим образом. Во многих областях во время голосования в журналах регистрации избирателей наблюдатели выявили ряд идентичных подписей, свидетельствующих о многократном голосовании. Во всех регионах должностные лица из местных и областных администраций и сотрудники правоохранительных органов о чем-то инструктировали голосовавших. На некоторых избирательных участках не были допущены к наблюдению представители общественного объединения «За демократию и гражданское общество».

Во время подсчета голосов на 29% избирательных участках члены избирательных комиссий заполняли протоколы карандашом, и даже подписывали чистые протоколы. В некоторых случаях наблюдателям отказывали в наблюдении за процессом подсчета голосов и подведения итогов.

ТАИНСТВЕННОЕ СООБЩЕНИЕ

Одна деталь в докладе ОБСЕ вызвала особый интерес. Это необъяснимое поведение Центральной избирательной комиссии в день голосования перед введением данных протоколов в компьютерную систему. В 20:43 ЦИК разослала электронное сообщение под шапкой «ВНИМАНИЕ!!! СРОЧНО!!!» в Государственную автоматизированную систему «Шайлоо» и нижестоящим инстанциям. Ниже приводится цитата письма, орфография и пунктуация и заглавные буквы сохранены.

«Согласно ст 17 п. 6 иностранные и междун. Наблюдатели ….(см. эту статью)

поэтому при вводе данных в ГАС Шайлоо МОГУТ присутствовать ТОЛЬКО – Системный администратор, Представитель Участковой избирателейной комиссии и Представитель Районной избир. Комиссии.

БОЛЬШЕ НИКОГО НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ!!!»

Вот тут неожиданно обнажился изъян Избирательного кодекса. Статья, обеспечивающая гласность в деятельности избирательных комиссий, предусмотрела многое – право наблюдателей, журналистов, доверенных лиц следить за работой избирательных комиссий во время голосования, при подсчете голосов и составлении протоколов… А про наблюдение ввода результатов голосования в компьютер статья забыла! А значит, недопуск наблюдателей в помещение автоматизированной системы был вполне законным.

Стоит ли говорить, что это открывает потрясающие возможности для фальсификаций итогов голосования?

Но – вернемся к сообщению. Оно довольно странное. Возникают резонные вопросы. К чему такая срочность? И почему такая важность? Почему ГАС «Шайлоо» и нижестоящие избирательные комиссии не были инструктированы об этом раньше?

Такое ощущение, словно бы ЦИК разглядела данное упущение статьи буквально перед отправлением сверхсрочного сообщения. И не преминула им воспользоваться.

Слова из заглавных букв в письме подчеркивают особую важность распоряжения. Зачем-то было необходимо, чтобы посторонние не могли наблюдать процесс ввода данных протоколов в компьютерную систему. Как будто от этого многое зависело…

ОЦЕНКА НДИ

Делегация международных наблюдателей от Национального Демократического Института заявила, что президентские выборы в Кыргызстане не соответствовали международным стандартам. Свое заявление НДИ подкрепила конкретными фактами, замеченными во время наблюдения. Вот выдержка из заявления, отражающая наиболее интересные, на наш взгляд, моменты.

«Подкуп голосов. В одном из вопиющих случаев прямого вмешательства человек, представившийся представителем «Белого дома» и предъявивший удостоверение сотрудника областной госадминистрации, подошел к молодым людям, стоявшим около избирательного участка в г. Таласе. С двумя другими помощниками он раздал им паспорта и настоял на том, чтобы они проголосовали, при этом записав их имена в дополнительный список избирателей. Наблюдатель затем видел, как те же молодые люди возвращали государственному чиновнику паспорта и получали деньги.

Запугивание избирателей. Наблюдатели НДИ видели, как студенты Джалал-Абадского государственного университета группой опускали свои бюллетени в развернутом виде в ящик для голосования. Студенты сказали, что их заставили так сделать их преподаватели, чтобы им было видно, за кого проголосовал каждый студент. При этом преподаватели находились непосредственно за ящиком для голосования и отмечали выбор студентов. В Бишкеке наблюдатели НДИ видели преподавателей, ожидающих снаружи избирательных участков своих студентов, которых они приводили на голосование организованными группами. В Джалал-Абаде наша команда стала свидетелем того, как студенты отмечались у преподавателя до голосования. В Кара-Балте председатель избирательной комиссии проинструктировала избирателей не сгибать свои бюллетени и наблюдала, как избиратели опускали бюллетени в урну.

Досрочное голосование и завышенные результаты голосования. Наблюдатели заметили большое количество досрочного голосования. В Таласской области наблюдатели заметили, что на многих избирательных участках общее число проголосовавших досрочно было где-то межу 7 и 15%, показатель, который маловероятен в обычных условиях. В 9 избирательных участках Базар-Коргона более тысячи избирателей проголосовали досрочно. Наблюдатели также заметили подозрительные данные об очень высоком уровне участия избирателей. Например, в Кара-Балте в течение последних двух часов работы избирательного участка якобы проголосовали более 700 избирателей, что означает, что в среднем каждые 10 секунд голосовал один избиратель.

Несоответствие в числах. Наблюдатели в Сузаке, Оше, Джалал-Абаде и Кара-Суу заметили несоответствие в несколько сотен голосов между количеством подписей в списках избирателей и количеством бюллетеней, опущенных в ящики для голосования. Наблюдатели в Сузаке заметили, что подписей в списках избирателей было значительно меньше, чем бюллетеней, члены избирательной комиссии и торопили людей, которые стали расписываться в списках, и стали сами расписываться в списках избирателей. В Джалал-Абаде наблюдателям, в нарушение законодательства, не позволили ознакомиться со списками избирателей после того, как они начали жаловаться на несоответствие в цифрах».

МНЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРЕССЫ

«Выборы в Кыргызстане предвещают скатывание страны к авторитаризму» — вот такой заголовок украсил объемный материал, опубликованный 31 октября в американской газете «Уолл Стрит Джорнал». Автор Стив Левайн приводит результаты президентских выборов, вкратце говорит о нарушениях во время голосования.

Американский журналист считает, что многолетние попытки США и европейских стран способствовать демократическим преобразованиям в Кыргызстане ни к чему не привели. Статья отражает взгляд Запада на политические гонения отдельных оппонентов Акаева со стороны властей. Описываются конкретные случаи – приговор Топчубеку Тургуналиеву, суд над Куловым. Западные аналитики считают, что в ходе избирательной кампании было допущено столько нарушений, что у оппонентов Акаева осталось совсем мало шансов, чтобы составить ему реальную альтернативу.

По мнению автора, выборы в Кыргызстане продолжили серию избирательных кампаний, в результате которых коллеги Акаева по региону продлили свои и без того немалые сроки полномочий.

КОАЛИЦИЯ НПО

Накануне выборов ЦИК отдала распоряжение 2080 участковым избирательным комиссиям не допускать к наблюдению представителей Коалиции НПО «За демократию и гражданское общество». На основании того, что, как заявила Центральная избирательная комиссия, Коалиция НПО юридически не зарегистрирована как объединение.

Странно. Во время парламентских выборов вопрос юридических полномочий Коалиции осуществлять наблюдение процесса голосования не поднимался. Наблюдатели из этой организации были допущены во все избирательные участки. Потом, правда, Коалиция отплатила ЦИК черной неблагодарностью, в пух и прах раскритиковав ее действия. Предвыборное заявление Центральной избирательной комиссии относительно Коалиции НПО – это, по-видимому, ответный удар.

Но это к слову. В день голосования только 1350 наблюдателей из НПО, входящих в Коалицию, были допущены к наблюдению.

Свой итоговый отчет по президентским выборам Коалиция НПО подготовит в течение недели.

АВТОРСКОЕ МНЕНИЕ

Разумеется, были и положительные отклики о президентских выборах. То дипломатично отозвались представители дипкругов из зарубежных государств, ЦИК соседнего Казахстана, отдельные высокопоставленные лица… Но их мнение почему-то не укрепило имидж Кыргызстана как демократического государства.

Выборы 2000 – и парламентские, и президентские – вызвали небывалый шквал критики мирового сообщества в адрес нашего правительства. После февральских выборов международные организации, помнится, указывая на нарушения, наивно пытались советовать, как их устранить. Давали рекомендации по проведению честных и демократичных выборов. Нарушения во время парламентских выборов Запад считал за ошибки и упущения руководства страны. И искренне надеялся, что мы «исправимся».

Однако на президентских выборах все повторилось. Но на этот раз нарушения поразили своим размахом, систематичностью и целенаправленностью. Стало ясно: никакие это не «упущения». А тщательно спланированная кампания госаппарата по продвижению Акаева в президенты.

Госаппарат своего добился. Президентские выборы завершились победой действующего главы государства. Оно и ладно. Но задумывались ли организаторы грязной выборной кампании о том, какой ценой досталась им эта победа?

Алмаз РЫСАЛИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.