С праздником, который всегда с тобой

0
8719

Сегодня день кыргызской журналистики. Но совсем не празднично. Для журналиста праздник, когда он свободен в своем творчестве, честен перед собой. Естественно, его творчество должно адекватно оцениваться. Кыргызским журналистам до этого далеко. Хотя я, наверное, эгоистка. Мне повезло и с тем и с другим и почти с третьим. Награда «За мужество в Журнализме», присуждаемая ежегодно трем журналисткам со всего света Международным Фондом Женщин в прессе – высокая награда. Когда я первый раз получила известие, это было в мае, что я удостоена этой премии, то в общем, на фоне своих проблем с судебным штрафом Карыпкулову в 200 000 сомов, денежное выражение премии в 2000 долларов восприняла как-то без энтузиазма. Знала, что надо ее отдавать, а главное, что этих денег не хватает на погашение штрафа. Было сказано, что сама церемония вручения этой премии пройдет в США, и для этого надо будет туда лететь. Когда сказали сроки, что это будет проходить прямо в самый разгар президентских выборов в Кыргызстане, с 7 по 22 октября, расстроилась еще больше. Как же это выборы будут проходить без меня? Но когда посмотрела, что исход выборов очевиден, махнула рукой и улетела. В Америку.

z3_big

Знакомый до боли Нью-Йорк, в котором я была совсем недавно, в апреле этого же года, стоял на месте и даже люди прогуливались те же на Седьмой Авеню Манхеттена, что и прошлый раз. Но, поверьте, оказывается, ничего не повторяется в этой жизни. А главное, происходят чудеса. Когда нам сказали, что церемония награждения будет проходить в отеле Волдорф-Астория, я не сильно насторожилась. Ну и ладно. Американцы знают, что делают. Но когда перед нами распахнули зал, где сидели 500 с лишним человек, а сам зал напоминал театр со сценой, я почувствовала себя маленькой звездой, которой этот зал рукоплескал, приветствуя стоя.

Меня подвели к столу, где я должна была сидеть, и представили. В ответ стали представляться те, кто за столом сидел. Это был NEW-YORK TIMES с президентом, с главным редактором, заведующими отделами, ведущими журналистами. За мной стал ухаживать очень статный, красивый мужчина, которого мне представили как президента синдиката крупнейших изданий и телекомпаний Нью-Йорка, Дик Парсонс. Мы заговорили. Он задавал мне вопросы, спрашивал про мою газету, на что я задала ему ответный вопрос: «Как вы думаете, можно издавать независимую газету, когда тебе не дают рекламу, боятся оказывать спонсорскую помощь». Он потер свой крупный нос, поскольку мужчина был крупный, стал поправлять очки и … замолчал. Я обратила свой взор на сцену, где уже началась торжественная часть. Представляли Фонд, представляли спонсоров этой премии – такие организации и компании как Bank of America, General Motors, Daimler Chrysler, Sony, Coca-Cola, Ford Foundation, AT&T, America OnLine, CNN, ABC News, New-York Times, Newsweek. Washington Post, Los Angeles Times и многие другие. И тут прозвучало, что начинают представлять награжденных.

В этом году этой премии были удостоены журналистка из Великобритании Мари Колвин, Агнесс Ниндорера из Бурунди (Африка), я и ежегодная дополнительная премия «За жизнь в Журнализме» Флоре Льюис (Нью-Йорк Таймс). Ей 80 лет и она проработала в журналистике 50 лет, оставаясь до сих пор обозревателем по международным делам. Журналистки действительно мужественные. О каждой из них можно было бы написать очерки. Мари Колвин писала свои репортажи из Боснии, Чечни, Истимура. Агнесс вообще живет и работает в стране, где идет гражданская межэтническая война. Мы общались больше чем две недели, вместе выступали на разных форумах, в студенческих аудиториях таких университетов, как Колумбийский, Калифорнийский и каждый раз я узнавала из их жизни что-то новое.

Тут меня покинул мой сосед по столу Дик Парсонс, отправившись прямо на сцену. Он должен был представлять меня. Стал говорить много теплых слов обо мне, что успел, видимо, прочитать. И вдруг рассказал тот самый разговор, что состоялся у нас с ним за столом только что. Признал, что ответить на мой вопрос, как издавать независимую газету, если нет ни рекламы, ни спонсоров, он не знает, поскольку такого опыта в Америке нет, иначе газета бы просто не выходила, и неожиданно объявил о решении, которое они приняли с президентом Нью-Йорк Таймс, поддержать газету Res Publica сроком на год. Боже! Это было такое известие, что я забыла всю свою речь, которую должна была произносить. Поддержать газету, на которую я все время ищу деньги, и каждый номер дается мне с большим трудом, показалось мне выше самой премии. Я вышла на трибуну и мне хотелось только благодарить и благодарить, но моя переводчица не дала совсем расклеиться от волнения, и я на весь большой экран, глядя в зал, рассказала о том, в моей стране эту награду восприняли люди как собственный успех. И когда они шли в редакцию и несли скромненькие букеты, чтобы меня поздравить, я подумала, что эта наша общая награда за то, что мы можем и хотим быть свободными в своей стране.

Я рассказала о том, как совсем незнакомые мне женщины с детьми объявили голодовку, когда меня посадили в тюрьму, о том, что я впервые увидела, как поседела моя мама, когда она пришла ко мне на свидание в тюрьму, о том как мой маленький Тиша отказался тогда кушать без меня, а в день заседания коллегии Верховного суда написал на маленьком плакатике: «Отдайте мою маму».

Все пятьсот с лишним человек, присутствовавших в зале, аплодировали стоя. А я открыла им свой маленький секрет, почему я такая мужественная. Просто я не могу обмануть ожидания моих читателей, которые, открыв для себя когда-то газету Res Publica, как честную и правдивую, не дадут мне делать ее другой. Да, я поблагодарила всех еще раз и не забыла заметить, что эта премия, видимо, должна теперь стать настоящим укором власти в нашей стране, чтобы они не могли больше преследовать журналистов.

У меня подкашивались ноги, когда Дик вручил мне хрустальную статуэтку маленького орла, она оказалась на самом деле тяжелой, и повел меня к нашему столу. Я была счастлива. А главное, я поняла, что оно есть.

А дальше был Вашингтон, Freedom Forum. Был большой прием. Рабочие встречи, съемки. А исполнительный директор Международного Фонда Женщин в прессе всякий раз напоминала нам, что мы должны чувствовать себя немножко звездами, потому что к нам пристальное внимание и все хотят нас видеть и слышать.

Но действительно звездой я почувствовала себя на церемонии чествования в знаменитейшем отеле Beverly-Hills в Лос Анжелесе, который видит почти каждый день звезд мировой величины. Лос Анжелес – это Голливуд. Нас везли в белом лимузине «Линкольн». Меня представляли киноактер Варрен Бетти с супругой, тоже киноактрисой, Аннет Бенинг. Я вспомнила его. Он играл Джона Рида, американского журналиста, который попал в Россию в дни революции, а потом написал книгу «Десять дней, которые потрясли мир». Они так тепло обо мне говорили, что, казалось, как будто знают меня давно.

В большом зале присутствовали звезды, но в наш день случилось непредвиденное, навигационная система крупнейшего аэропорта вышла из строя и не смогли прилететь вовремя Шерон Стоун и Барбара Стрейсенд. Барбара Стрейсенд успела прислать письмо, которое зачитал издатель газеты «Лос Анжелес Таймс» прямо на самой церемонии.

«Радостно и в то же время немного страшно читать о подвигах женщин-журналисток, получающих премию от Международного Фонда Женщин в прессе. Страшно оттого, что сегодня в мире существует угроза свободе слова, и даже элементарному праву на жизнь. А радостно потому, что есть такие женщины-журналисты, как Мари Колвин, Агнесс Ниндорера, Замира Сыдыкова и Флора Льюис, которые всегда информируют нас о том, что происходит в мире на самом деле.

Я благодарю их за то, что они подвергают себя риску ради того, чтобы мы знали правду. Для меня честь быть сопредседателем церемонии вручения премии. Я шлю этим женщинам-журналистам искреннюю благодарность, сердечные поздравления и надеюсь, что их работа положит конец терроризму и тирании во всем мире».
Запомнилось, как в одной из студенческих аудиторий нас всех спросили, какими качествами надо обладать журналистам. Агнесс сказала — честным, Флора – любить свою профессию, Мари – быть чуть-чуть идеалистом, а я сказала – не думать о мужестве. Наверное, как раз совокупность всех этих качеств и делает тебя журналистом.

Я хочу поздравить своих кыргызских коллег с праздником несмотря ни на что. Поверьте в себя и к вам придет признание.

Замира СЫДЫКОВА.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.